Какие общественные пространства на транспорте мы прежде всего рассматриваем?
- Атриумы – самые большие пространства, появляющиеся в современных аэропортах и крупных транспортных узлах
- Залы ожидания – важная часть общественных пространств, где пассажиры проводят продолжительное время в ожидании своих рейсов.
- Транзитные пешеходные пути и переходы часто выглядят монотонными и скучными и нуждаются в интересных и запоминающихся световых эффектах.
- Места общественного питания требуют особой уютной атмосферы.
- Лаунж-зоны и бизнес залы, предлагающие максимальный уровень комфорта для пассажиров.
- Зоны для пассажиров с детьми, нуждающиеся в занимательных и развлекательных функциях для малень ких непосед.
И здесь одним из ключевых факторов, влияющих на гармоничное визуальное восприятие общественных зон, является освещение. При проектировании освещения необходимо помнить, что визуальный комфорт создается для человека и именно человек становится главным пользователем этих пространств. Вот почему при проектировании освещения на таких объектах важно проанализировать и определить ключевые потребности людей.
Естественный свет
Наши реакции на свет эволюционно закладывались под воздействием естественного света – он стал для нас базовой потребностью. Научные исследования однозначно подтверждают, что солнечный свет самая безопасная и комфортная форма света для человеческого глаза. Он позволяет нам видеть и различать предметы, ориентироваться в пространстве, определяет наши биологические часы – циркадные ритмы, положительно влияя на наше здоровье, самочувствие, настроение. Нельзя не отметить и огромного психологического и эмоционального воздействия естественного света на человека. Во все времена для архитекторов естественный свет был главным рабочим инструментом и строительным материалом при проектировании зданий. Именно поэтому при создании объектов транспортной инфраструктуры с длительным пребыванием людей уделяется первостепенное внимание максимальному доступу естественного света. Для этого используется прием остекления фасадов.
Последнее время набирающим популярность трендом в архитектуре становится остекление крыш, чтобы обеспечить беспрепятственный доступ естественного света внутрь помещения, создавая ощущение открытого пространства. Уникальным примером интеграции естественного света в архитектуру может служить амбициозный проект транспортного узла Окулус, выполненный по концепции выдающегося архитектора Сантьяго Калатравы. По замыслу автора, здание должно было напоминать летящую белую птицу и состоять из белых ребер, в которые интегрировано остекление. Это способствует тому, что весь атриум залит светом и создается ощущение огромного светлого пространства, скорее напоминающего космодром из фантастических фильмов.
Подобный прием использован и в архитектуре железнодорожной станции Афрагола в Неаполе, спроектированной основоположницей параметрической архитектуры Захой Хадид. Станция является важным железнодорожным узлом, соединяющим Северную и Южную Италию. Здание вокзала задумано как 450-метровый мост, связывающий населенные пункты, расположенные по обе его стороны. В центре вокзала располагается атриум, залитый солнечным светом, проникающим через стеклянные панели в потолке. Он расположен над железнодорожными путями, с зонами общественного питания и отдыха, и стал главным общественным пространством вокзала. Архитекторы намеренно создали конструкцию из стальных балок и прочного стекла, чтобы максимально использовать дневной свет и минимизировать потребление электроэнергии.
Компенсация нехватки естественного света
При недостатке естественного света и в темное время суток мы используем искусственное освещение. Интересное решение комбинации естественного и искусственного света найдено при проектировании той же железнодорожной станции Афрагола в Неаполе, которое мы рассматривали выше. Источники искусственного света расположены за светопропускающей тканью на ребрах потолочной конструкции по типу натяжных потолков. Таким образом свет интегрирован в архитектуру здания, виден лишь создаваемый им световой эффект, сами источники света скрыты.
Помимо создания требуемой в нормах освещенности на горизонтальных поверхностях в общественных пространствах важно освещать и вертикальные поверхности, потому что они чаще всего находятся в поле зрения пассажиров и создают ощущение светлого пространства. Именно такой прием в сочетании в контровым освещением через перфорацию в стенеиспользован в аэропорту Кольцово, Екатеринбург, Россия.
Условием эффективной визуальной коммуникации людей в общественных пространствах является хорошо освещенная фигура человека, чтобы можно было четко видеть и различать лицо собеседника. Поэтому помимо горизонтальной и вертикальной освещенности в залах ожидания, в местах концентрации людей важно учитывать и цилиндрическую освещенность, характеризующую насыщенность пространства светом. Необходимые уровни цилиндрической освещенности могут быть достигнуты, когда соблюдается баланс направленного и диффузного света, то есть когда к светильникам прямого света общего освещения добавляется вертикальное освещение стен или приборы отраженного света. Таким образом, традиционный подход к проектированию освещения сфокусирован на обеспечении необходимой безопасности и хорошей видимости, уменьшении бликов и теней.
Биодинамическое освещение
В последние годы растет потребность и в других видах освещения, помимо естественного и утилитарного освещения, появляются и становятся доступными варианты искусственного освещения, влияющее на наше здоровье, эмоции и настроение.
Недавно открытый новый фоторецептор положил начало активным исследованиям в области биологического воздействия света на человека. Была установлена прямая зависимость интенсивности дневного света, его цветовой температуры, времени воздействия на биоритмы человека. Заговорили и о возможности проектирования биодинамийческого освещения, способного, подобно естественному свету, нормализовать циркадные ритмы, управлять физилогическими процессами, улучшать состояние здоровья, обеспечивать хорошее самочувствие и настроение.
Проблема сбоя биологических часов особенно актуальна для путешествующих на значительные расстояния, когда пассажирам приходится за короткий промежуток времени преодолевать сразу несколько часовых поясов. В результате поокончании рейса появляются неприятные симптомы: разбитость, раздражительность, головная боль и диспепсические расстройства. Чтобы избежать этого, концепцией залов ожидания SAS нового поколения предусмотрено создание уникального опыта и среды, отвечающей потребностям и пожеланиям гостей во время путешествия им предлагается воспользоваться комнатами с инновационными и современными решениями в области освещения.
Комната Daylight Booster, выполненная с имитацией естественного дневного света с помощью яркого источника белого света, обеспечивает естественный заряд энергии, очень напоминающий то, как световая терапия борется с сезонным аффективным расстройством, или зимней хандрой. Это помогает путешественникам справиться с джетлагом и подготовиться к встречам. В других комнатах путешественники могут настраивать параметры освещения, цветовую температуру в соответствии со своими потребностями: создать обстановку для оптимального чтения, сосредоточиться или наоборот, расслабиться перед вылетом.
Декоративное освещение
Помимо этого, посетители могут получить удовольствие и заряд эмоций от декоративного освещения оздоровительного центра зала, оснащенного светящимися текстильными панелями Luminous Patterns и Luminous Textiles и световой инсталляцией, изображающей мерцающий ночной вид на город при приземлении самолета.
Чтобы разнообразить бесконечно длинные коридоры внутри пешеходного перехода международного аэропорта Майами во Флориде, была построена интерактивная инсталляция света и звука. Композиция состоит из цветных квадратов более чем со 150 оттенками цветов, расположенных по диагонали, создающих множество разноцветных теней на поверхности пола.
Инсталляция взаимодействует с людьми, идущими по коридору, в котором установлены видеодатчики, информирующие об активности пешеходов в пространстве, и датчики движения, реагирующие на присутствие. Таким образом в зависимости от количества пассажиров, проходящих по коридору, изменяется интенсивность и мелодия фоновой музыки.
Интерактивное освещение
Другим интересным примером интерактивного освещения являются интерактивные стены, предусматривающие прямое взаимодействие человека со светом. Особенно актуальны они в детских зонах, поскольку перемещение на транспорте с детьми часто становится довольно нелегким делом, особенно утомительно оно для маленьких пассажиров. Поэтому создание увлекательных игровых зон значительно облегчают длительные периоды ожидания.
Подобным примером может служить интерактивная стена Nebula, в которой используются тысячи светодиодов с датчиками, реагирующими на прикосновения, позволяя пользователям участвовать в уникальном интерактивном опыте, включая рисование, развитие мелкой моторики, стимулировать органы чувств прикосновением, светом и звуком. Интерактивная стена предоставляет широкий выбор контента, подходящего для различных групп пользователей, предоставляя игрокам возможность оставаться активными и играть с различными световыми эффектами, которые они могут создавать.
Таким образом, интерактивный вид освещения способен превратить зоны ожидания в интересную, образовательную и развлекательную среду общения и социального взаимодействия. Возможность влиять на настроение, создавать его с помощью окружающей атмосферы и физически влиять на самочувствие пассажиров способно сделать залы ожидания по-настоящему притягательными и запоминающимися.
В заключение следует подчеркнуть, что освещение общественных зон на транспорте больше не ограничивается лишь функциональными задачами, с помощью светодизайна можно создавать привлекательную световую среду с имитацией естественного света, гармонизирующей биоритмы, световой навигацией, образовательными и развлекательными функциями.
В своей деятельности, в студии светодизайна LiDS, работая над проектами освещения общественных интерьеров и городских пространств, мы уделяем максимальное внимание использованию всех видов освещения, что позволяет удовлетворить все потребности пользователей и сделать эти пространства не только визуально эргономичными, но и более эмоциональными, интересными и запоминающимися.
Автор статьи: Елена Бокова - светодизайнер студии LiDS Lighting Design Studio