Сегодня, одной из важнейших задач, стоящих перед системой высшего образования России является сохранение интеллектуального потенциала страны. Основными путями решения этой проблемы стали выявление способной к научной работе молодежи, организация процесса дополнительного обучения и формирование системы наград и поощрений для студентов, занимающихся научной деятельностью. Однако современное общество требует немедленной адаптации системы научной деятельности студентов в вузах к нынешним условиям.
Говоря о сложности научной деятельности, важно подчеркнуть, что она требует особенно честного и добросовестного отношения. Ученый должен с особой внимательностью собрать необходимые материалы, провести независимое исследование и предоставить результаты, оформленные доступным языком и понятные обществу. К сожалению, доля студентов, изначально обладающих набором психологических качеств, позволяющих им развиваться в научной сфере довольна мала. Среди основных психофизических человеческих характеристик индивидуумов, склонных к научной деятельности, можно выделить такие как аналитический склад ума, честность, бескорыстность, усидчивость, возможность обрабатывать большие объемы данных и стремление менять мир вокруг себя к лучшему. Обычно, эти качества слабо развиваются на средней ступени образования, где скорее наоборот учат лидерству и запоминанию материала без дальнейшего его анализа, поэтому львиная доля воспитания в молодом поколении качеств, присущих ученым ложится на высшие учебные заведения.
Основные статистические данные взяты из проведенного научными сотрудниками Московского авиационного института в 2019 году опроса, в котором приняли участие студенты МАИ (173 человека), МГЛУ (119 человек) и МГППУ (108 человек). В опросе приняли участие студенты 2-5-х курсов. Основная масса респондентов обучалась на 3-4-х курсах (59%), 26% - на втором курсе, еще 15% - на 5-ом курсе. Среди опрошенных доля девушек составила 55%, молодых людей – 45%. Доля студентов, обучающихся на бюджетной основе составила 60%, на коммерческой основе – 40%.
Согласно опросу, 66% студентов принимали участие в НИРС хотя бы один раз, но на регулярной основе только 14%. Один раз принимали участие в научном мероприятии 15% студентов, еще 37% участвовали от случая к случаю. Никогда не участвовали в научно-исследовательской деятельности 34% опрошенных студентов.
Более половины опрошенных проявили явный интерес к научно-исследовательской деятельности (54,2%), но повышенный интерес отметили только 15,2% респондентов. Доля тех, кого не привлекает наука, составила всего 14,5%. 21,5% опрошенных проявили потенциальный интерес к научной деятельности. Это именно та категория обучающихся, которую можно привлекать в научную деятельность через агитационные мероприятия, направленные на популяризацию студенческой науки. Затруднились ответить 9,8% опрошенных.
Как показал опрос, научно-исследовательская работа наиболее интересна девушкам, чем молодым людям и, тем, кто учится на бюджетной форме и имеет высокие средние баллы. Среди тех, кто уже хоть когда-то был вовлечен в эту деятельность, 38,6% планируют продолжать научно исследовательскую работу, при переходе на следующую ступень образования. Доля тех, кто не желает заниматься этим в дальнейшем, составила 11,4%. Самыми распространенными причинами отказа стали изменение жизненных обстоятельств и приоритетов, окончание университета и снижение интереса к научно-исследовательской деятельности. Таким образом, лишь 14% являются бесперспективным сегментом с точки зрения субъективных мотиваций, а 11,4% - потенциально потерянным сегментом, остальных студентов возможно и необходимо заинтересовывать в этой деятельности.
Психологический портрет студента, склонного заниматься научной деятельностью крайне неоднозначен. Мотивировать обучающего к занятию научной деятельностью можно опираясь на следующие принципы ее организации:
1. Иерархичность. В зависимости от присущих студенту психофизических качеств он может выполнять задачи различной сложности. На операционном уровне иерархии он представляет собой исполнителя, выполняющего конкретную задачу и не понимая целостной картины. На тактическом уровне обучающийся является уже скорее координатором и следит за выполнением задач для достижения основной цели. На последнем стратегическом уровне студент сам создает научную среду вокруг себя, придумывает идеи и ставит цели для их достижения. Именно на принципе иерархичности построена организация научных кружков и научных студенческих обществ. Кроме того, почти все НИР и научные гранты основаны на этом принципе.
2. Целостность. Имея мотивацию к научной деятельности, студент должен самостоятельно анализировать окружающую научную среду, понимать над чем он хочет работать, какие цели и задачи он должен для этого поставить и в какие сроки исполнить.
3. Коммуникативность. В основном объеме научная работа связана с деятельностью группы лиц, в не одного человека. Поэтому важной частью становления обучающегося, как молодого ученого должно стать развитие коммуникативных навыков. Студент должен уметь находить коллег со схожими интересами, объединять их и организовывать научный процесс.
4. Разнообразие. При создании системы организации научной работы, решающей проблемы различного уровня сложности, необходимо чтобы эта система имела разнообразные способы их решения. Говоря простыми словами, студент, задействованный в научной деятельности, должен уметь находить нестандартные способы выявления проблем и выполнения поставленных задач.
Принятие студентом решения о начале карьеры в научной сфере напрямую обусловлено его психологическими потребностями. Чаще всего проявляются желание признания со стороны общества, желание элитарности относительно остальных обучающихся, желание совершенствования окружающего мира и желание быть частью общества, сформированного на основе общих интересов. Как следует из Рис. 3, более 70% студентов начинают заниматься научной деятельностью ради получения новых знаний и опыта. На втором месте идут социальные потребности такие как саморазвитие и знакомство с новыми людьми, однако самая сильная мотивация рождается на стыке психологических и материальных потребностей, когда студент осознает, что получает возможность иметь финансовое поощрение за свои труды.
Согласно статистике, более 90% студентов, занимавшихся научной деятельностью, заканчивали вуз на отлично, а более 80% находили работу с более высокой оплатой труда, чем у их однокурсников. Это обусловлено развитием и регулярной тренировкой важных социофизических качеств, которые использовались обучающимся во время проведения исследований и участия в научных мероприятиях. Такие приобретенные качества как аналитическое мышление, усидчивость, структурированная речь, развитое логическое мышление, умение работать в команде и опыт публичных выступлений дают молодым ученым значительное преимущество в карьерной гонке.
Таким образом, можно с уверенностью сказать, что склонность к научной деятельности не определена психотипом студента, а возникает на основе его субъективного анализа окружающей среды, включающего в себя определение его места в обществе, финансового состояния, моральных и материальных потребностей. Для привлечения обучающихся в науку необходимо опираться на описанные ранее принципы организации научной деятельности и ежегодно анализировать потребности студентов. Кроме того, научная жизнь в стенах университета должна иметь отношение не только к учебной, но и к общественной деятельности. Это важно для популяризации науки в студенческих кругах и разрушению стереотипов о ее недоступности.