Найти тему

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ НАУЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СОВРЕМЕННЫХ СТУДЕНТОВ

Сегодня, одной из важнейших задач, стоящих перед системой высшего образования России является сохранение интеллектуального потенциала страны. Основными путями решения этой проблемы стали выявление способной к научной работе молодежи, организация процесса дополнительного обучения и формирование системы наград и поощрений для студентов, занимающихся научной деятельностью. Однако современное общество требует немедленной адаптации системы научной деятельности студентов в вузах к нынешним условиям.

Говоря о сложности научной деятельности, важно подчеркнуть, что она требует особенно честного и добросовестного отношения. Ученый должен с особой внимательностью собрать необходимые материалы, провести независимое исследование и предоставить результаты, оформленные доступным языком и понятные обществу. К сожалению, доля студентов, изначально обладающих набором психологических качеств, позволяющих им развиваться в научной сфере довольна мала. Среди основных психофизических человеческих характеристик индивидуумов, склонных к научной деятельности, можно выделить такие как аналитический склад ума, честность, бескорыстность, усидчивость, возможность обрабатывать большие объемы данных и стремление менять мир вокруг себя к лучшему. Обычно, эти качества слабо развиваются на средней ступени образования, где скорее наоборот учат лидерству и запоминанию материала без дальнейшего его анализа, поэтому львиная доля воспитания в молодом поколении качеств, присущих ученым ложится на высшие учебные заведения.

Основные статистические данные взяты из проведенного научными сотрудниками Московского авиационного института в 2019 году опроса, в котором приняли участие студенты МАИ (173 человека), МГЛУ (119 человек) и МГППУ (108 человек). В опросе приняли участие студенты 2-5-х курсов. Основная масса респондентов обучалась на 3-4-х курсах (59%), 26% - на втором курсе, еще 15% - на 5-ом курсе. Среди опрошенных доля девушек составила 55%, молодых людей – 45%. Доля студентов, обучающихся на бюджетной основе составила 60%, на коммерческой основе – 40%.

Согласно опросу, 66% студентов принимали участие в НИРС хотя бы один раз, но на регулярной основе только 14%. Один раз принимали участие в научном мероприятии 15% студентов, еще 37% участвовали от случая к случаю. Никогда не участвовали в научно-исследовательской деятельности 34% опрошенных студентов.

Периодичность участия студентов в НИР
Периодичность участия студентов в НИР

Более половины опрошенных проявили явный интерес к научно-исследовательской деятельности (54,2%), но повышенный интерес отметили только 15,2% респондентов. Доля тех, кого не привлекает наука, составила всего 14,5%. 21,5% опрошенных проявили потенциальный интерес к научной деятельности. Это именно та категория обучающихся, которую можно привлекать в научную деятельность через агитационные мероприятия, направленные на популяризацию студенческой науки. Затруднились ответить 9,8% опрошенных.

Заинтересованность студентов в НИР
Заинтересованность студентов в НИР

Как показал опрос, научно-исследовательская работа наиболее интересна девушкам, чем молодым людям и, тем, кто учится на бюджетной форме и имеет высокие средние баллы. Среди тех, кто уже хоть когда-то был вовлечен в эту деятельность, 38,6% планируют продолжать научно исследовательскую работу, при переходе на следующую ступень образования. Доля тех, кто не желает заниматься этим в дальнейшем, составила 11,4%. Самыми распространенными причинами отказа стали изменение жизненных обстоятельств и приоритетов, окончание университета и снижение интереса к научно-исследовательской деятельности. Таким образом, лишь 14% являются бесперспективным сегментом с точки зрения субъективных мотиваций, а 11,4% - потенциально потерянным сегментом, остальных студентов возможно и необходимо заинтересовывать в этой деятельности.

Психологический портрет студента, склонного заниматься научной деятельностью крайне неоднозначен. Мотивировать обучающего к занятию научной деятельностью можно опираясь на следующие принципы ее организации:

1. Иерархичность. В зависимости от присущих студенту психофизических качеств он может выполнять задачи различной сложности. На операционном уровне иерархии он представляет собой исполнителя, выполняющего конкретную задачу и не понимая целостной картины. На тактическом уровне обучающийся является уже скорее координатором и следит за выполнением задач для достижения основной цели. На последнем стратегическом уровне студент сам создает научную среду вокруг себя, придумывает идеи и ставит цели для их достижения. Именно на принципе иерархичности построена организация научных кружков и научных студенческих обществ. Кроме того, почти все НИР и научные гранты основаны на этом принципе.

2. Целостность. Имея мотивацию к научной деятельности, студент должен самостоятельно анализировать окружающую научную среду, понимать над чем он хочет работать, какие цели и задачи он должен для этого поставить и в какие сроки исполнить.

3. Коммуникативность. В основном объеме научная работа связана с деятельностью группы лиц, в не одного человека. Поэтому важной частью становления обучающегося, как молодого ученого должно стать развитие коммуникативных навыков. Студент должен уметь находить коллег со схожими интересами, объединять их и организовывать научный процесс.

4. Разнообразие. При создании системы организации научной работы, решающей проблемы различного уровня сложности, необходимо чтобы эта система имела разнообразные способы их решения. Говоря простыми словами, студент, задействованный в научной деятельности, должен уметь находить нестандартные способы выявления проблем и выполнения поставленных задач.

Мотивация студентов к участию в НИР, %
Мотивация студентов к участию в НИР, %

Принятие студентом решения о начале карьеры в научной сфере напрямую обусловлено его психологическими потребностями. Чаще всего проявляются желание признания со стороны общества, желание элитарности относительно остальных обучающихся, желание совершенствования окружающего мира и желание быть частью общества, сформированного на основе общих интересов. Как следует из Рис. 3, более 70% студентов начинают заниматься научной деятельностью ради получения новых знаний и опыта. На втором месте идут социальные потребности такие как саморазвитие и знакомство с новыми людьми, однако самая сильная мотивация рождается на стыке психологических и материальных потребностей, когда студент осознает, что получает возможность иметь финансовое поощрение за свои труды.

Согласно статистике, более 90% студентов, занимавшихся научной деятельностью, заканчивали вуз на отлично, а более 80% находили работу с более высокой оплатой труда, чем у их однокурсников. Это обусловлено развитием и регулярной тренировкой важных социофизических качеств, которые использовались обучающимся во время проведения исследований и участия в научных мероприятиях. Такие приобретенные качества как аналитическое мышление, усидчивость, структурированная речь, развитое логическое мышление, умение работать в команде и опыт публичных выступлений дают молодым ученым значительное преимущество в карьерной гонке.

Таким образом, можно с уверенностью сказать, что склонность к научной деятельности не определена психотипом студента, а возникает на основе его субъективного анализа окружающей среды, включающего в себя определение его места в обществе, финансового состояния, моральных и материальных потребностей. Для привлечения обучающихся в науку необходимо опираться на описанные ранее принципы организации научной деятельности и ежегодно анализировать потребности студентов. Кроме того, научная жизнь в стенах университета должна иметь отношение не только к учебной, но и к общественной деятельности. Это важно для популяризации науки в студенческих кругах и разрушению стереотипов о ее недоступности.