Найти тему

Каким был Александр Вертинский. Многосерийный фильм о знаменитом шансонье начала XX века дает исчерпывающий ответ

Об этом человеке впервые довелось услышать в давние советские времена от его дочерей во время интервью журналистам - Марианны и Анастасии Вертинских, известных актрис нашего отечественного кино. Обе наперебой рассказывали, какой замечательный у них был папа, как он трогательно любил своих маленьких дочек и их маму, каким выдающимся артистом он был не только русского, но и мирового масштаба. Потом довелось услышать песни в его исполнении на граммпластинках (издавались такие), но большего представления узнать было сложно.
Может, где-то и писалось о нём, но только в очень узких кругах. Не для широких масс. И тут на экраны выходит восьмисерийный художественный фильм "Вертинский", очень подробно рассказывающий о жизни и творчестве действительного необыкновенного артиста -
Александра Вертинского.

Вертинский (Алексей Филимонов) в образе Пьеро.
Вертинский (Алексей Филимонов) в образе Пьеро.

Фильм начинается с того момента, когда молодой Вертинский (играет Алексей Филимонов) в 1915 году позирует обнажённым в студии художникам, чтобы заработать на очередную порцию кокаина. Потом бегает по аптекам с друзьями, ищет, где бы купить подешевле. Перед парнем стоит остро вопрос существования и способ добычи денег для жизни. Он безродный, то есть незаконнорожденный. Хоть из дворян. Понимает, что тянет к искусству, хочет стать артистом, только для этого нужно найти подходящий образ, чтобы зрители откликнулись и стали его слушать. Снимается в немом кино, пытается петь песни.
Судьба привела его в санитарный поезд, который курсировал с фронта в город и назад. Поработав в поезде санитаром, парень увидел и прочувствовал на себе все ужасы гибели и ранений участников Первой Отечественной войны. Пока был на фронте, в городе покончила с собой его сводная сестра (из-за кокаина), и это послужило к пересмотру его жизненных устремлений.

А. Филимонов в роли А. Вертинского.
А. Филимонов в роли А. Вертинского.

Для выступлений на сцене Александр выбрал образ грустного Пьеро из итальянских сказок. В стране продолжалась страшная война и было над чем "поплакать", то есть петь песни о чём-то утерянном, ушедшем, несостоявшемся. Песни и музыку сочинял сам, и ему, много чего грустного повидавшего в жизни, было о чём поведать слушателям. Но это был только образ.
На самом деле Александр Вертинский по сюжету фильма - романтик, верящий в доброе начало любого человека. Он буквально обезоруживал всяких недобросовестных своим искренним отношением ко всему роду людскому. Хоть и одиноким был, женщин любил не всех подряд, а только избранных, способных зацепить тонкую и одухотворённую душу певца и поэта.

Вертинский надевает маску Пьеро (актёр Алексей Филимонов).
Вертинский надевает маску Пьеро (актёр Алексей Филимонов).

По сюжету фильма у Александра складываются отношения с Верой Холодной (играет Паулина Андреева) - звездой немого кино. Но в 1920 году, когда в стране бушевала гражданская война, а в городах было очень беспокойно, встал вопрос об эмиграции за рубеж. По вынужденным обстоятельствам Вертинский расстаётся с Верой и уезжает вначале на Юг, а потом в Константинополь в надежде благоустроить свою жизнь. Всё это подаётся как в старом водевиле - быстро, легко, смешно и с опасными поворотами событий.
Везде Александр Николаевич выступает в кабаре с сольными номерами. С ним дружат, его обкрадывают мошенники, женщины его иногда просто используют, но по жизни он принимает все эти "шалости судьбы" как нечто обычное, зная, что может быть намного хуже.

Вертинский и Вера Холодная (А. Филимонов и Паулина Андреева).
Вертинский и Вера Холодная (А. Филимонов и Паулина Андреева).

Попав в Париж, Вертинский утверждается здесь по полной. Да и принят он на высоком уровне. Поёт перед солидной публикой, общается с поэтами , писателями, художниками. С деньгами проблем нет. Случайно женился на какой-то непонятной особе, которая тут же его бросила.
Тонко чувствуя талант у других людей, Александр познакомился с девушкой-немкой, которая назвалась Марлен Дитрих (играет Виктория Исакова) и кинулся ей помогать. В фильме они длительное время составляют пару с серьёзными отношениями. Вначале уехали вдвоём в Берлин, а когда там стало утверждаться фашистское движение гитлеровцев, переехали в США.
Марлен была занята своей карьерой, а Александр маялся одиночеством. Ему было уже 45 лет, а ни кола, ни двора. Русскому человеку порой трудно быть одному без семьи, даже если всё складывается не так уж плохо.

Вертинский и Марлен Дитрих (А. филимонов и В. Исакова).
Вертинский и Марлен Дитрих (А. филимонов и В. Исакова).

Чтобы развеяться и получить новые ощущения в другой стране, оставил красавицу немку и переехал в Китай, где также выступал перед русскими эмигрантами. Вертинский на тот момент был человеком с мировым именем, его везде знали по записям его песен, и в Шанхае, куда он прибыл, сразу обзавёлся кучей поклонников. Среди них оказалась совершенно юная девочка-грузинка Лидия (играет Анна Мишина), которая была давно влюблена в его песни, то есть все знала наизусть , что было несомненно приятно для стареющего шансонье.
У Лидии была очень строгая мать (играет Ксения Раппопорт), которая была против интересов дочери к пожилому Вертинскому. Но в 1942 году семнадцатилетняя Лидия и 51-летний Александр Николаевич поженились.

Настоящие Лидия и Александр Вертинские.
Настоящие Лидия и Александр Вертинские.

К тому времени Вертинский долгое время вёл переговоры о возвращении на Родину с советским посольством. В СССР были не против заполучить такую знаменитость. Ему дали "добро". В 1943 году вся семья - сам Александр, его жена Лидия с крошечной Марианной (недавно родилась) и мать Лидии уехали в холодную, неизвестную для всех, но очень желанную для помотавшегося по миру Вертинского.
Тот момент, когда они едут в поезде в замёрзшем вагоне неведомо куда
пожалуй, самая сильная сцена в фильме. Три беззащитных женщины и стареющий мэтр, уверенный, что его примут как должно.
Всё и сложилось. Он был полузапрещён, если можно так выразиться. Объездил с концертами всю страну, но нигде не было афиш. Если за рубежом у него было до сотни записей песен, в СССР всего полтора десятка. Репертуар составлял 200 песен, а разрешено было исполнять только 30 наименований. Это огорчало стареющего мэтра, вынужденного усиленно добывать хлеб насущный для семьи, которая пополнилась ещё на одну дочь Анастасию. Но он был на Родине, в России, жил в семье с родными людьми и был счастлив.
Фильм заканчивается, когда он поёт свою песню "Доченьки" и зал ему громко аплодирует.