Найти тему
Секретные Материалы 20 века

Охотники за древностями

Во времена Империи, еще с царствования Петра I, все найденные в земле ценности подлежали обязательной сдаче в Археологическую комиссию. Она определяла историческую стоимость находки с выплатой обладателю положенных (иногда крупных) сумм. Ослушников ждало суровое наказание.

Все найденные в земле ценности подлежали обязательной сдаче в Археологическую комиссию
Все найденные в земле ценности подлежали обязательной сдаче в Археологическую комиссию

КЛАДОИСКАТЕЛИ

«В камере земского начальника 7 участка Одесского уезда слушалось интересное дело по обвинению крестьян Ф. Ростица, В. Гриценко, С. Яновского, Л. и Д. Мельниковых по ст. 29 Уложения о наказаниях» – сообщал «Одесский листок» в ноябре 1901 года.

Суть дела заключалась в следующем. Названные лица в ночь на 8 июня этого же года производили незаконные раскопки на общественных землях около села Парутино. В дело были употреблены 5 щупов и 3 лопаты. Они успели вырыть яму в полсажени шириной и более сажени в глубину (сажень – 2,13 метра. – М. П.). За этим занятием их и задержали. Как выяснилось на следствии, до того они уже почти три недели раскапывали возле этого села античные могилы и открыли более 20 древних гробниц. Найденные в этих гробницах ценности они продали некоему Ф. Эддину за 30 рублей.

Обвиняемые напрочь отрицали факт кладоискательства и объяснили, что просто хотели вырыть из земли… старую лопату! Естественно, в эти россказни никто не поверил. Нашлись и свидетели. Они показали, что обвиняемые производили раскопки в местности, изобилующей античными могилами с целью тайного похищения древностей. Ф. Эддин купил у них за бесценок несколько древних монет. Житель Очакова, некто Л. Гохман, приобрел у горе-кладоискателей «разные древности» за 75 рублей, в том числе античные монеты и статуэтки.

В ответ на свидетельские показания, обвиняемые заявили, что они стали жертвами ложного доноса со стороны человека, отстраненного Археологической комиссией от работ по раскопке древностей. Так как крестьян-кладоискателей застукали на месте, в этом им тоже не поверили.

Факт кражи древностей был установлен, и их привлекли к ответственности за нарушение Высочайше утвержденного циркуляра о запрещении без разрешения Археологической комиссии раскапывать могилы для добывания древностей. Одного из обвиняемых, Ростица, по должности десятского, от суда освободили, так как он уже понес административное наказание. Остальных крестьян – Гриценко, Яновского и братьев Мельниковых, земский начальник признал виновными и приговорил к денежному штрафу по 50 рублей с каждого с заменой арестом на 20 суток. «Обвиняемые перенесли дело в уездный съезд, который вчера, однако, приговор земского начальника утвердил» – писала газета.

РАЗРЫТАЯ МОГИЛА

В селе Старые Бабаны Уманского уезда с некоторых пор стали ходить слухи о том, что будто бы найдены планы с указанием точного местонахождения зарытых еще во времена казачества кладов. Местные крестьяне утверждали, что эти слухи распространяли приехавшие из Одессы «ученые». Вероятнее всего, что слух был пущен кем-то из подвыпивших старожилов шутки ради.

Однако некоторые крестьяне прияли это всерьез. В состав усадьбы одного из крестьян входила часть давно забытого старинного кладбища, над самой огромной могилой которого стоял крест, «единственный свидетель прошлого», как писал «Одесский листок» в июле 1902 года. Вот это-то курган и явился объектом предположений, догадок и, наконец, убеждений крестьян, что именно здесь зарыты сокровища. Сельчане с азартом принялись копать землю. Но кроме полуистлевшего гроба и костей, одетых в малороссийский костюм, найдено ничего не было. История повторилась и в следующем раскопе, давшим, впрочем, несколько иной результат: часть стены обвалилась и придавила ноги самозваного «археолога», который счастливо отделался лишь благодаря незначительной глубине раскопа.

«Раскопки могил самым варварским способом продолжались бы долгое время, если бы местный священник не принял надлежащих мер», – рассказывала газета. Крестьяне, раскапывающие могилы, еще счастливо отделались, а то их можно было привлечь к ответственности за святотатство, по которому им грозил реальный срок заключения.

АРХЕОЛОГИЧЕСКАЯ НАХОДКА

В январе 1909 года Археологическая комиссия командировала своего члена, архитектора-археолога П. Покрышкина в село Ковалево, находящееся вблизи Новгорода для обследования найденных там памятников XII века.

Дело в том, что в древней церкви села Ковалево осенью 1908 года произошел обвал алтарной стены, при котором обнажился вход в склеп, о существовании которого не знали даже местные старожилы. В склепе стояли две каменных гробницы, которые, однако, «местные власти не смогли уберечь до приезда члена Археологической комиссии». Когда Покрышкин приехал в Ковалево, то оказалось, что одна их гробниц была варварски разбита. Ее плотно укрепленную крышку злоумышленник не смог снять, и просто разбил ломом. При осмотре разбитой гробницы в ней оказался костяк в 2 аршина и 7 вершков (173 сантиметра) величины, наполовину засыпанный свежей землей. Все украшения с костяка оказались снятыми, на ногах остались одни пимы (род сапог из цельной кожи).

Другую гробницу не тронули. В самом склепе на его стенках были обнаружены фрески XII века. По мнению специалистов, эти гробницы относились к эпохе не позднее XIII века. «На днях в Ковалево выезжает профессор И. А. Шляпкин для определения исторического значения находки», – писал «Варшавский дневник» со ссылкой на «Петербургский листок». Но «потрошителя» древней гробницы так и не нашли…

ПРОДАЖА ДРЕВНОСТЕЙ

А вот история о том, как злоумышленников нашли, причем случайно, но часть незаконно добытых ими сокровищ уже успела «уйти».

Однажды в Одессе, в январе 1914 года, была ограблена квартира госпожи Ранкеевой. Воры унесли много серебра. Производя розыски похищенного, надзиратель сыскной полиции Донской получил сведения, что в гостинице «Ялта» приезжие крестьяне продают какие-то серебряные вещи. Надзиратель с нарядом городовых немедленно явился в гостиницу, где в одном из номеров нашел шесть приезжих крестьян: М. и В. Грищенко, Ф. Яловую, В. Роменко, Ф. Дружинец и Я. Кулай. Когда им было объявлено о цели визита, крестьяне заявили, что они действительно привезли в Одессу для продажи некоторые серебряные и даже золотые вещи, но ничего общего с похищенным у госпожи Ранкеевой они не имеют. В номере произвели обыск, который дал ошеломляющие результаты.

Была найдена масса всевозможных золотых, серебряных и драгоценных вещей, несомненно, очень древних. Среди них обращал на себя внимание громадный старинный подсвечник и бронзовый курильник – по заключению сведущих в этом деле людей, очень ценный, так как пролежал в земле не менее 2 тысяч лет. Большую ценность представлял собой золотой браслет, весом в 30 золотников (129 грамм) с различными подвесками и украшениями. Также в числе изъятых вещей находились два так называемых «слезника» – один в виде кувшинчика из перламутра, а другой изящно сделанный из глины. Оба они представляли большую редкость. Имелась среди вещей и изящная золотая львиная головка.

По словам задержанных, все эти древности были найдены ими при раскопках в селе Парутино (опять Парутино!) Одесского уезда на земле Ф. Яловой. Власти, однако, подозревали, что этим объяснениям не совсем правдивы. Как раз в это время и в этом месте производило раскопки Императорское Археологическое общество; полиция полагала, что драгоценности были присвоены рабочими и спрятаны.

О продаже крестьянами древностей тут же узнали черные маклеры. «Любопытно отметить, что вместе с крестьянами в Одессу приехал николаевский маклер, который взялся устроить им продажу вещей. Был уже найден покупатель, который предложил крестьянам 6 тысяч рублей», – сообщал «Одесский листок» в январе 1914 года.

Однако накануне этой сделки полиция накрыла продавцов древних сокровищ. На следующий день весь город говорил об обнаруженных в гостинице «Ялта» драгоценностях. В основном обсуждали стоимость найденных вещей. По общему мнению, их стоимость была очень велика. В то же время поползли слухи, что крестьяне уже успели продать часть вещей известному в городе скупщику драгоценностей и древностей. Передавали, что это делец купил у крестьян за 2 тысячи рублей громадную серебряную чашу с 4 золотыми фигурами ангелов, отделанными изумрудами, дорогой пояс, состоящий из 60 отдельных частей и украшенный 500 драгоценными камнями, золотого бычка на подставке в виде жертвенника, пару золотых серег с бриллиантами и много чего другого. Купивший их делец, как передавали, уже выехал за границу с целью перепродать купленные им древности в один из зарубежных музеев.

Сыскная полиция принялась проверять эти слухи, а крестьяне-продавцы попали под суд.

Вот так древние предметы, несмотря ни на какие Высочайшие запреты, ускользали из Археологической комиссии, нанеся непоправимый вред исторической науке.

«Секретные материалы 20 века» №14(348), 2012. Михаил Пазин, журналист (Киев)