Найти тему
Минобрнауки России

Женщины в науке: совместимы ли семья и карьера исследователя, — обсудили на Конгрессе молодых ученых

Оглавление

В Сочи продолжается главное и заключительное мероприятие Года науки и технологий — Конгресс молодых ученых. В рамках деловой программы на дискуссии «Женщины в науке: тенденции и перспективы» научные деятели, профессора и преподаватели вузов обсудили, как совмещать домашние обязанности и воспитание детей с научной деятельностью и какой вклад вносят женщины-ученые в развитие страны.

Фото: Сабина Даветова, РЭУ им. Г.В. Плеханова
Фото: Сабина Даветова, РЭУ им. Г.В. Плеханова

Существует ли тот самый «стеклянный потолок» в карьере женщины-ученого?

— Нет, уверена доктор химических наук, профессор и директор Исследовательской школы химических и биомедицинских технологий Томского политехнического университета Марина Трусова.

«Реальных необоснованных препятствий нет. Но есть проблемы, которые можно решить конкретными мерами. Сегодня важно уметь сочетать все треки личностного развития, и тогда понятия «стеклянного потолка» и гендерной дискриминации в профессии уйдут. Мы смотрим не на пол человека, а на его амбиции, знания и навыки. Например, в нашей школе в науке задействовано примерно 70% женщин, и мы можем показать реальные кейсы. А все барьеры у людей в голове», —  подчеркнула Марина Трусова.

Процветание науки обеспечивается не только числом специалистов, но и качеством их состава. Разнообразие опыта и присутствие людей самого разного возраста — вот что действительно важно для обмена опытом и совместной работы, отметила научный сотрудник Института органической химии им. Н.Д. Зелинского РАН, лауреат национальной стипендии L'Orеal-UNESCO «Для женщин в науке» Вера Виль.

Фото: Сабина Даветова, РЭУ им. Г.В. Плеханова (Вера Виль и Лариса Пастухова)
Фото: Сабина Даветова, РЭУ им. Г.В. Плеханова (Вера Виль и Лариса Пастухова)

По мнению экспертов, ученого — как мужчину, так и женщину — определяет не возраст, а статус, поэтому дифференциация мер поддержки по опыту и достижениям в науке более предпочтительна, чем возрастные ограничения.

Для создания портфолио специалисту необходима практика. Работать «в поле», быть в гуще событий и не терять нить науки, при этом находясь в кабинете, — сложно, но возможно, рассказала доктор сельскохозяйственных наук, профессор РАН Екатерина Журавлева.

Фото: Сабина Даветова, РЭУ им. Г.В. Плеханова (Екатерина Журавлева)
Фото: Сабина Даветова, РЭУ им. Г.В. Плеханова (Екатерина Журавлева)
«В каждой деятельности я нахожу зерно науки. Самое главное — это опыт практической работы. Если его нет у ученого, тем более у женщины, будет очень сложно управлять тем предметом, который изучаешь. Нужен опыт, нужны постоянные встречи, обсуждение актуальной проблематики, мониторинг трендов, идей. Чтобы не терять нить исследований и российской, и мировой науки, нужно каждый день в эту науку входить и стараться своими руками пробовать что-то новое», — подчеркнула Екатерина Журавлева.

Доктор физико-математических наук, профессор РАН Ирен Кузнецова отметила, что важно формировать конкретную информационную повестку о женщинах в науке и освещать эту тему не только через СМИ, блоги и соцсети, но и неустаревающим кинематографом. По ее мнению, история о непростой судьбе женщины-ученого в России получит большой отклик у зрителей.

Также эксперты отметили важность живого диалога с обществом. Чтобы его выстроить, нужно больше рассказывать реальные истории успеха женщин-ученых, говорить о преимуществах, которые можно получить с помощью научной деятельности: карьерном росте, монетизации разработок, путешествиях, премиях, государственной поддержке и постоянной возможности обучения.

А продолжить образование ученые могут в вузах. К слову, именно это место декан факультета журналистики МГУ имени М.В. Ломоносова Елена Вартанова отметила одним из лучших для самореализации:

«В Московском университете очень много женщин, и они достигают высоких показателей в карьере. И это притом, что материнство, семья и воспитание детей действительно не позволяют сконцентрироваться и строить карьеру так самоотверженно, как мужчинам. Все дело в том, что для самореализации женщины с ее потребностью к передаче знаний и  ценностей молодому поколению университетская среда является очень хорошим местом», — отметила Елена Вартанова.

Таким образом, сегодня научная карьера для женщины становится доступнее и привлекательнее. Эксперты считают, что позиция женщины в науке будет укрепляться, но только при наличии конкретных мер государственной и социальной поддержки и при создании равных условий развития для мужчин и женщин, ведь наука — это общее дело.

Автор: Яна Дудченко, КФУ им. В.И. Вернадского