Найти в Дзене
Andrey Sakharov

Независимого расследование

Сложилась тут ситуация. Зауряднее некуда, но заставила глубоко задуматься. Сразу хочу предупредить, что текст надо считать художественным, любые совпадения случайными, а персонажей, кроме меня самого - вымышленными. Для начала хочу в деталях описать атмосферу, чтобы донести свои переживания, а потом уже и поделиться результатами независимого расследования.

Итак, с сентября обучаюсь на магистерской программе по психологии. И существует один преподаватель, не оставивший меня равнодушным. Бронислав Брониславович ведет и собственную психологическую практику, причем не один и не два десятка лет, как сам утверждает. Мне странно это обстоятельство, ибо профессионального не улавливаю ничего от слова совсем. Почти к каждому утверждению Бронислава Брониславовича имею вопросы, почти ни с чем не могу согласиться, как в части психологии, так и в личностной плоскости. На занятиях мне хочется спорить и язвить, потому что не вижу человеческой адекватности, логики, осознанности, свободы от внутренних противоречий. Но главное - не видно личности с ее жизненным опытом. А ведь это основной профессиональный ресурс: психолог не может привести кого-то глубже, чем погружался сам. Бронислав Брониславович же, кажется, плавает только сочинским брасом. Зато вижу самолюбование, множество предрассудков, самоуверенность, неосмысленность и поверхностность, обидчивость и даже, простите, глупость.

На занятиях обсуждаются кейсы из практики Бронислава Брониславовича, которые как мне кажется, демонстрируют вопиющую его несостоятельность и непрофессиональность как психолога. Вот парочка примеров, от которых у меня волосы встают дыбом. Первое. Рассказ о том, как Бронислав Брониславович на сеансе семейной терапии попросил мать и дочь поочередно высказаться на тему того, как каждая из них «на самом деле» любит другую. Взяв роль независимого арбитра в очной ставке, Бронислав Брониславович впоследствии сумел однозначно определить, кто говорил правду, а кто лгал. Как по мне, так спор и дух соревнования между женщинами в убедительности аргументов - не та среда, в которой могут наладиться семейные отношения. Вместо культивирования любви и взаимопонимания такая атмосфера скорее приведет к обострению обид и еще большему закрытию обеих друг от друга. Второе. В терапию к Бронислав Брониславовичу пришла женщина, обнаружившая, что ее 17-летний сын гомосексуален. Терапевтической помощью стала гипотеза о том, как именно сын «приобрел» гомосексуальность. Убежден, что задача родителей - помочь детям стать счастливыми. А уж как именно дети будут счастливы - это выходит за рамки родительской компетенции, тем более речи об угрозе жизни или здоровью не идет. Выстраивание же гипотезы о случившемся сильно отдает оценочностью и рисками спровоцировать неуместное чувство родительской вины.

Эти подробности здесь затем только, чтобы показать абсурдность. Такую атмосферу невозможно принять на органическом уровне - я полон гнева и возмущения. Мне хочется спорить по каждому пункту, но ввиду невозможности зацепиться хоть за какой-то конструктив, остаётся только самоустраниться.

И я самоустранялся с лекций, но дошло до семинаров. По предмету предстоит экзамен, и если посетить все три семинара и получить три пятёрки, будет автомат. Окей, с посещением справиться еще как-то можно. А вот цена пятёрок оказалась заоблачной. Пятерочки полагаются за активную работу - достаточно крякнуть несколько раз что-нибудь, что по формальным признакам можно трактовать как законченную мысль. Более того, чем абсурднее (на мой вкус, ессно) высказывание, тем больше шансов на успех. Но я настолько ошарашен происходящим, что не могу поддерживать своими здравыми (как мне кажется) мыслями этот фарс. Неужели никто из коллег-студентов не понимает, что за идиотизм тут происходит? А если понимают, почему молча терпят? Ладно бы просто терпят - но ведь многие принимают в этом непосредственное участие, нарабатывая на пятерочку! «Если я буду принимать в этом участие, я предам себя, свои убеждения» - крутится в голове.

Первый семинар я просидел с широко открытыми глазами и ртом, закипая от возмущения, но сказать так ничего и не смог. На переменке перебросились словами с коллегой-студентом, вполне адекватным парнем, активно участвовавшим в дискуссии и получившим пятерочку. Он радостно говорит: «Как всё прозрачно и просто! Всего-то нужно немного поговорить – и экзамен автоматом!". Я возражаю: «Но ведь как можно говорить в условиях подобного абсурда?». "Какая разница? – говорит мой коллега, – ведь главное – это автомат!». И тут мой мир начинает переворачиваться… Ведь он сотню, тысячу раз прав! Я вдруг всем существом ощутил это краеугольное противоречие собственной жизни.

Надо срочно перепроверить логику. Зачем я за свои же деньги вписался в эту учебу? Какова моя цель? Во-первых, получить диплом как защиту от введения лицензирования на психологическую практику. Во-вторых, легитимизироваться в профессии (кто пойдет к психологу без профильной корочки?). В-третьих, получить знания. Скажу честно: если бы не потребность в российском дипломе, в программу я бы вписываться не стал. Знания я получаю из других источников, и об этом не в рамках данного текста. Но раз диплом мне нужен и я впрягся, то задача – получить его наименьшей кровью, но честно (это важно!). Экзамен автоматом - это, как раз, наименьшая кровь и честно. И в таком контексте отклонение от цели и есть предательство себя. Ведь если лишить себя автомата, то придется потратить гораздо больше времени и усилий на подготовку и сдачу на общих основаниях.

Так откуда же берется столь мощное противоречие между логическим (получить диплом магистра наименьшей ценой и честно) и эмоциональным (не могу быть частью чьей-то глупости)? Противоречие столь опасное, ибо не осознаваемое! За какую такую правду я борюсь, когда не приемлю глупость? Какие истины пытаюсь защитить? Если считать «получение диплома честным путем и наименьшими усилиями» моей истинной целью, то ради чего я НА САМОМ ДЕЛЕ предаю себя, отмалчиваясь на семинаре?

Похоже, я наткнулся на собственную веру. Вера моя – крепкая материя, железобетонная глыба из намертво спаянных детских чувств и эмоций, которую очень сложно разбить. Во что верю? По все видимости, в родительскую любовь.

Помню, когда я был маленьким, мама говорила: «А вот Саша (сын тети Нонны, который в мои пять был на три года старше) уже всю газету АиФ прочитал и вообще каждый день ее читает, от корки до корки. А ты свой сраный букварь одолеть никак не можешь!» или «Ты по испанскому тройку получил, а Юля и Лариса, наверное, пятерки? Эх ты, бестолочь!». Папа «отвечал» за спорт. Он прикидывал мой рейтинг среди игроков детской баскетбольной команды, чтобы мониторить прогресс на пути от восьмой десятки к первой пятерке. Родителей можно понять: они знали, что жизнь - сложная штука, и хотели для меня лучшего, мотивировали, как могли.

Свои чувства от названного я достоверно не помню - это была буря эмоций, настоящих и рэкетных, первообразно-мощных, такая интенсивная спайка. Но если пробовать как-то распутать это и выразить простыми словами, то сказал бы следующее: «Мамочка, папочка, я буду стараться изо всех сил и ДОКАЖУ вам, что лучше всех этих вместе взятых ребят, буду играть в стартовый пятёрке баскетбольной команды, прочитаю не одну, а две газеты каждый день, получу три пятёрки по испанскому – вы только меня любите, пожалуйста! Ни спорт, ни испанский, ни газеты мне на самом деле не нужны, но это очень нужно ВАМ, и я сделаю, ведь за это вы дадите свою любовь, а она - то, что нужно МНЕ для выживания». Вот такой вот бартер получается…

Эта стратегия прекрасно работала в детстве, но настали другие времена: я прожил без малого полжизни, стал самостоятельным, получил опыт, знаю что почем. Тем не менее, я до сих пор продолжаю из раза в раз прокручивать эту мою детскую стратегию. Вместо родителей уже другие люди, иногда все общество, положительных результатов моя схема давно не приносит, чаще мешает. А я все не могу остановиться, доказываю и доказываю, как заколдованный, как зомби, и сам того не осознаю.

Много на свете людей умнее нас или глупее, лучше или хуже, но эмоций они не провоцируют. А Бронислав Брониславович триггерит. Скорее всего, я все еще доказываю моим родителям, что я лучше, чем Бронислав Брониславович, и в рейтинге баскетбольной команды психологов нахожусь выше, что это я достоин любви, а не он. Ну а если он все-таки эту любовь незаслуженно получает (от жизни и общества, ибо ему позволяется преподавать и приближаться со своей психологией к людям - кошмаррр!!!!!), то я злюсь на него и завидую. Ведь это вопиющая несправедливость! И в таком контексте что дороже: экзамен автоматом или справедливость «родительской» любви? Ответ очевиден. Ведь любовь тут - значит жизнь.

Этот сетап, похоже, распространяется на все сферы моей жизни: вместо экзамена в уравнение можно подставить деньги, блага - да что угодно, алгоритм тот же. Такое противоречие крайне дорого стоит, ведь так много усилий тратится впустую и столь сильны негативные эмоции. Задачка - это противоречие каким-то образом разрешить. Справлюсь с ней – и это расследование можно будет назвать РАССЛЕДОВАНИЕМ НЕЗАВИСИМОГО человека. Справлюсь с ней - и попаду в рай при жизни.

*P.S. Получить экзамен автоматом у меня все-таки получилось - это для начала))