Найти тему
История/History

История России II: Новая вера, новые законы

Оглавление

Правление Владимира I (978/980-1015)

После прихода к власти, первым важным шагом князя Владимира стала языческая реформа 980 года.

Есть разное мнение о том, зачем он это сделал. Одни считают, что это было сделано с той целью, чтобы скрепить народ одной верой, т.к. хотя и восточные славяне и были язычниками, у одних племен одни боги могли почитаться больше чем другие, и наоборот. Другие же говорят, что реформа князя Владимира была языческой реакцией на усиление христианских позиций на Руси во время правления Ярополка, о котором было сказано, что он симпатизировал христианству, хотя сам не принял крещения.

По приказу Владимира в Киеве воздвигли капище с идолами шести богов: Перуна, Семаргла, Мокоши, Стрибога, Хорса и Дажьбога. Перун стал главным богом языческого пантеона. Как можно заметить, таким важным богам как Сварог и Велес/Волос места в новом пантеоне не нашлось.

Кроме того, есть свидетельства о том, что Владимир совершал гонения на христиан. На месте нового капища были найдены остатки строения, которое вероятно было церковью. Кроме того, Повесть временных лет сообщает о том, что Владимир хотел принести сына одного варяга-христианина в жертву, но за отказ они оба поплатились жизнью.

Несмотря на все меры, предпринятые князем Владимиром, его реформа не нашла поддержки в народе.

Русь при князе Владимире
Русь при князе Владимире

Другим важным направлением политика Владимира стали завоевательные походы.

В 981 году он вторгся на польские земли и присоединил Червонную Русь.

Затем, в первой половине 980-х гг. он покорил себе вятичей, полностью покорил радимичей, получил контроль на ятвягами, Судовией, сходил в успешные походы против Волжской Булгарии - восточного соседа Руси, который в 922 году принял ислам, и Хазарии, которая уже и так была ослаблена походом князя Святослава.

В 986 году, согласно легенде изложенной в Повести временных лет, на Русь к Владимиру стали приходить представители разных вер, мусульмане из Волжской Булгарии, западные христиане из Священной Римской империи, иудеи из Хазарии, и греческий философ-христианин из Византии. Он выслушал представителей этих религий и в 987 году созвал совет бояр, которые предложили собрать несколько умных мужей, которые бы съездили и посмотрели на разные религии и доложили обо всем князю. Владимир согласился и послал 10 мужей на эту миссию. Они посмотрели на христианскую веру на западе и востоке, а также на исламскую веру, но прибыв на Русь рассказали Владимиру, что более всего им понравилось восточное христианство, а также напомнили ему, что княгиня Ольга тоже приняла крещение в Византии.

В 988 князь Владимир осадил Корсунь. Одни считают, что таким образом он помогал византийскому императору подавить мятеж, в обмен на то, чтобы тот крестил Русь, другие же, что он хотел пошёл войной против самого императора, для того, чтобы когда он крестит Русь, народ бы воспринял новую веру как военный трофей и тогда бы более охотно её принял. В любом случае, Владимир добился успеха и в этом же году Русь была крещена, а языческие идолы были сброшены в Днепр.

"Крещение Руси". Фреска создана В. М. Васнецовым
"Крещение Руси". Фреска создана В. М. Васнецовым

Тем не менее, вместе с крещением Руси почитание языческих божеств ушло далеко не сразу. Возникло такое явление как двоеверие - некоторые жители Древней Руси сочетали христианскую веру и веру в языческих богов.

После крещение Владимир стал совершать меньше военных походов, проводил пиры для нищих и больных и отпустил своих многочисленных жён и наложниц и женился на Анне, сестре византийского императора. Также в Киеве была построена Десятинная церковь, развивалось каменное строительство.

Повесть временных сообщает, что после крещения Владимир покорил себе восточнославянское племя белых хорватов, а также о противостоянии Руси с печенегами, которое шло с переменным успехом.

Для борьбы с печенегами Владимир организовал оборонительную систему на южных и юго-восточных рубежах - засечные черты. Также при Владимире были основаны Белгород, Владимир, Переславль и др.

В 1015 году Владимир умер от болезни.

Междоусобная война Ярослава и Святополка (1015-1019 гг.)

После смерти Владимира, Святополк оказался ближе всех к Киеву и потому занял его, провозгласив себя великим князем киевским. По приказу Святополка были убиты князья Борис и Глеб, которые не захотели идти войной против своего брата. Узнав об этом, их брат Святослав оставил свою столицу, но армия Святополка настигла его и в тяжелом сражение Святослав был убил.

В 1016 году Ярослав выступил походом против Святополка и разбил его. Тогда Святополк сбежал в Польшу, договорился с польским королём Болеславом I и отдал ему земли Червонной Руси, которые были захвачены при князе Владимире. Польские войска разбили Ярослава в 1018 году, после чего Святополк занял Киев и разорвал союз с поляками и изгнал их.

Ярослав собрал себе новую армию, а Святополк заручился поддержкой печенегов. Их войска сошлись в битве на Альте в 1019 году, где Ярослав вышел победителем. Святополк бежал заграницу и дальнейшая его судьба неизвестна. Ярослав стал Великим князем киевским.

Битва на Альте. Радзивилловская летопись
Битва на Альте. Радзивилловская летопись

Правление Ярослава Мудрого (1019-1054)

С приходом Ярослава Мудрого к власти междоусобная брань не закончилась. В 1021 году Ярослав одолел в бою Брячислава, внука Владимира.

В 1023 году Мстислав Тмутараканский выступил в поход на Ярослава и в 1024 одолел его в битве при Листвене, после чего Ярослав и Мстислав поделили Русь по Днепру. Когда в 1036 году Мстислав умер Ярослав стал единоличным правителем Руси.

Ярослав создал Русскую Правду - сборник правовых норм Киевской Руси, унифицировавший устное право различных славянских племён. Часть Русской Правды, созданной Ярославом называется "Правда Ярослава" (Русская правда в дальнейшем была дополнена его сыновьями и, позже, Владимиром Мономахом). В Русской Правде отсутствовала смертная казнь и телесные наказания, если не считать право кровной мести, распространявшейся на ближайших родственников. Вместо этого самым распространённым наказаниям стала вира - денежный штраф.

А. Д, Кившенко "Чтение народу Русской Правды в присутствии великого князя Ярослава"
А. Д, Кившенко "Чтение народу Русской Правды в присутствии великого князя Ярослава"

Также, Русская Правда достаточно чётко разграничила социальные группы:

Знать и привилегированные слуги:

1. Князь и его старшая дружина.

2. Тиуны

3. Огнищане - люди, ведавшие княжеским хозяйством.

Свободные люди:

Русин - житель Киевской Руси; дружинник.

Гридин - боевой дружжиник

Купчина - дружинник, ведавший торговлей.

Ябетник - дружинник, связанный с судебным процессом.

Мечник - сборщик штрафов.

Изгой - человек, потерявший связь с общиной.

Словенин - изначально, житель новгородской земли (До того, как Ярослав стал князем киевским, он был удельным князем новгородским и даровал Русскую Правду новгородцам), потом обычный житель.

Зависимые:

Холоп - несвободный человек. Было два вида холопов: закуп - человек, пребывающий в зависимом состоянии до того, как не отдаст долг, и обель - пожизненный раб.

Рядович - человек, попавший в зависимость, и отрабатывающий свой долг службой.

Русская Правда стала основой дальнейшего русского законодательства, повлияла на законодательства соседних держав.

Другим важным достижением Ярослава стала окончательная победа в противостоянии Руси и печенегов: в 1036 году печенеги осадили и Киев, и тогда Ярослав принял решение собрать армию и разделил её на три полка (эту тактику применял против него Мстислав Тмутараканский), по центру были расположены варяги, справа киевляне, а слева новгородцы. Ярослав одолел печенегов в битве и в честь победы над ними построил Собор Святой Софии в Киеве.

После поражения, печенеги, под давлением половцев, ушли на запад и более с Русью не воевали.

К другим важным внешнеполитическим событиям следует отнести:

Поход Ярослава на польские земли в 1030-31 гг., в ходе которых он вернул Червонную Русь.

Неудачный поход на Византию в 1043 году (Как и в первом походе Игоря Старого, византийцы использовали "греческий огонь").

Заключение династических браков с правителями Венгрии, Франции и Норвегии.

Также Ярослав совершал походы в Литву, Мазовию, на ятвягов и т.д.

Поход Ярослава на Польшу. Радзивилловская летопись
Поход Ярослава на Польшу. Радзивилловская летопись

При Ярославе активно строились новые храма, монастыри и города: ранее упомянутый Собор Святой Софии в Киеве, Собор Святой Софии в Новгороде, Собор Святой Софии в Полоцке, Киево-Печерский монастырь; города Ярославль, Юрьев (ныне Тарту), Ярослав (город в Польше), Белая Церковь (При основании также назывался Юрьев), Новгород-Северский (При основании назывался Новгородок).

Киев был расширен, в нём были построены Золотые ворота, улучшены укрепления. В других городах также строили укрепления с башнями.

Собор Святой Софии в Киеве (перестроен в XVI-XVII вв.). Автор фото: https://commons.wikimedia.org/wiki/User:Rbrechko Лицензия:https://commons.wikimedia.org/wiki/User:Rbrechko
Собор Святой Софии в Киеве (перестроен в XVI-XVII вв.). Автор фото: https://commons.wikimedia.org/wiki/User:Rbrechko Лицензия:https://commons.wikimedia.org/wiki/User:Rbrechko

При Ярославе активно развивалась культура. По его желанию был организован перевод (переводились книги с греческого) и переписка книг, благодаря чему была создана первая русская библиотека в Софийском соборе в Киеве. В Повести временных лет сказано, что Ярослав любил книги, и много времени проводил за их чтением. Его действия приводили к большему распространению христианства среди жителей Древней Руси.

Примерами литературных памятников того времени являются: "Сказание о Борисе и Глебе", Житие св. Феодосия Печерского, творения самого Феодосия, "Слово о законе и благодати" митрополита Илариона, Остромирово Евангелие и др.

Фрагмент из Остромирова Евангелия
Фрагмент из Остромирова Евангелия

Вместе с культурным развитием повышался и уровень образования, причем и даже среди широких масс населения (свидетельство тому - найденные берестяные грамоты бытового содержания).

Может показаться, что писалась и переводилась только церковная литература, но это не так. Большой интерес был и к исторической литературе - переводилась греческая историческая литература и составлялись древнейшие летописи.

Храмы того времени украшались мозаиками и фресками.

В 1054 году Ярослав Мудрый умер.

Правление Владимира Крестителя и его сына Ярослава Мудрого ознаменовались принятием христианства и его распространением на Руси, ростом числа городов и внутренним развитием страны. Можно сказать, что это был золотой век Киевской Руси.

После смерти Русь была поделена между его сыновьями, главным князем (великий князь киевский) стал Изяслав. Остальные князья подчинялись ему. Тем не менее, все было далеко не так гладко, как в правление Ярослава. Большой проблему станут половцы, поселившиеся у южных и юго-восточных границ Руси.

Конец статьи, спасибо за внимание

-------------------------------------------------------------------------------------------------

https://azbyka.ru/otechnik/Nestor_Letopisets/povest-vremennyh-let/

https://информа.рус/ярослав-мудрый/внутренняя-политика/основанные-города/

https://www.wikipedia.org

https://ru.wikipedia.org/wiki/Заглавная_страница