Они встретились в 1921 году на вечере у художника Георгия Якулова. Ему было 26, ей 44. Она была американкой, всемирно известной танцовщицей, совершившей революцию в этом искусстве. Дункан выходила на сцену в греческом хитоне, босиком и поражала публику, не только своим внешним видом, но и особым свободным стилем танца.
У нее было много последователей, в том числе и в России, где она уже выступала.
И вот в 1921 году она была официально приглашена советским правительством для открытия своей школы в Москве.
Она ехала в Россию с большими планами, а встретилась с бытовой неустроенностью, отсутствием должного финансирования. И с Есениным...
Поэт был молод, темпераментен, известен в литературных кругах, беден. Поэта и балерину сразу потянуло друг к другу. Несмотря на совершенное незнание языка (Есенин говорил только по-русски, Айседора знала этот язык очень плохо), разницу в возрасте, через несколько дней Есенин переехал в ее дом в Москве.
Уже с первых дней отношения складывались непросто. Есенин говорил:
"Айседора имеет надо мной дьявольскую власть. На что мне она? Что я ей? Мои стихи… Мое имя… Ведь я Есенин… Я люблю Россию, коров, крестьян, деревню… А она любит греческие вазы. В греческих вазах мое молоко скиснет… И все-таки я к ней возвращаюсь».
Безудержный темперамент, ревность не давали покоя Есенину. Он пил, устраивал скандалы, иногда бил Айседору, уходил. Но снова возвращался... А она прощала...Расставаться они не хотели.
Вскоре Дункан собралась на очередные гастроли. Ей нужно было поправить пошатнувшееся материальное положение. Есенина из страны могли не выпустить, поэтому влюбленные приняли решения оформить свои отношения. 2 мая 1922 года в Хамовническом ЗАГСе столицы Есенин и Дункан стали мужем и женой.
По словам секретаря и переводчика Дункан, накануне церемонии она попросила его немного подправить дату рождения в её паспорте.
«Это для Езенин. Мы с ним не чувствуем этих пятнадцати лет разницы, но она тут написана… и мы завтра дадим паспорта в чужие руки… Ему, может быть, будет неприятно… Паспорт же мне вскоре будет не нужен. Я получу другой».
Однако надежды на заграничную поездку не оправдались. Популярность Дункан в те годы пошла на спад. Есенина же воспринимали только в качества мужа знаменитости. Такая ситуация усугубляла их и без того непростые отношения. Русский гений скандалил и буянил – Айседоре однажды даже пришлось вызывать полицию. Супруги стали тяготиться друг другом, особенно заметно это проявлялось со стороны мужа.
Летом 1923 года пара вернулась в Москву. Но через месяц Айседора покинула страну одна. Вскоре он прислал жене телеграмму, в которой сообщал, что любит другую и счастлив в новом браке.
"Я люблю другую. Женат. Счастлив. Есенин".
Речь шла о Галине Бениславской — женщине, у которой он жил до знакомства с Дункан и у которой поселился сразу после возвращения. Есенин и Дункан так и не были разведены.
Через два года поэт ушел из жизни, еще через полтора года погибла Дункан...