В жизни вообще и в природе, в частности, случайности весьма редки. События, которые происходят всего лишь раз в обозримый период времени - это, несомненно, случайность. Если же событие повторяется, то, возможно - это просто совпадение. Но если аналогичные события или явления начинают повторяться вновь и вновь, то это - несомненная закономерность.
По данным Библиотеки Конгресса (США) Карл Маркс - очевидный лидер по тиражу опубликованных сочинений, по тиражам их переводов, как и по количеству языков, на которые они были переведены. По цитируемости его трудов и по числу упоминаний о нем в работах других авторов он тоже - недосягаемый рекордсмен среди писателей, жизнь и творчество которых официально подтверждается историческими свидетельствами и документами. Больше, чем о Марксе, писали только об Иисусе Христе, чье соавторство в Евангелиях и сам факт реального существования, впрочем, многими историками ставятся под сомнение.
Указанные библиографические данные неоспоримы. Хотя, разумеется, аргументы, апеллирующие только к количественным показателям, не всегда служат доказательствами объективной истины. Даже миллионы способны заблуждаться. Долгое время все человечество было убеждено, что Солнце вращается вокруг Земли. В случае с Марксом, однако, массы, по всей видимости, не ошибаются. Он действительно велик. Ему явным образом удалось стать "властителем дум" для сотен миллионов людей на всем земном шаре.
Безусловно, не стоит сбрасывать со счетов и очевидный факт, что рейтинг Маркса в значительной мере поддерживался идеологическими отделами многочисленных коммунистических и рабочих партий, которые активно действовали в течение почти всего ХХ века. По этой причине множество его сторонников знакомы с марксизмом отнюдь не из первых рук. И тем не менее, факт остается фактом: Маркс сумел очень глубоко задеть души, мысли и чаяния не только отдельных индивидуумов, но и целого ряда социальных слоев и групп. Порядка ста лет тому назад в интеллигентской среде Европы даже сложилось убеждение, что всем умным, порядочным людям в те дни невозможно было не стать марксистами. При этом сам механизм данного влияния до сих пор остается не вполне ясным и даже в какой-то мере странно неопределенным. Что же именно помогло Марксу завладеть умами, а то и подсознанием огромной части людей на земле?
Попытки рационально обосновать влияние Маркса строгой научностью его теории ("Учение Маркса всесильно, потому что оно верно") не удались. Несмотря на то, что над этой задачей бились десятки тысяч сотрудников в институтах марксизма. Данное "учение" была опровергнуто самой Клио - "музой Истории". Большая часть социально-экономических псевдоистин, принятых Марксом в качестве аксиом, со временем оказались очевидной ложью. Прежде всего это относится к его заявлениям о непримиримости антагонизма между трудом и капиталом. В системе массового товарного производства, господствующего ныне во всех экономически развитых странах, труд и капитал являются двумя основными, неотделимыми друг от друга факторами, без которых производство фактически невозможно. Капитал обеспечивает возможность и условия применения труда, тогда как живой труд, материализуясь и застывая в продукции, сам становится новым капиталом. Труд и капитал - части единой системы. Стремление вызвать вражду между ними похоже на желание заставить левую руку сражаться с правой.
Столь же надуманным и ложным оказалось и заявление Карла Маркса о неизбежной и скорой гибели предпринимательства ("буржуазии" в его терминологии). Маркс считал, что предприниматели исторически были обречены погибнуть как класс от руки наемных рабочих, которых он предпочитал именовать "пролетариатом" на манер древних римлян. Этому, созданному в основном его воображением, классу "пролетариата" Маркс и отводил роль зловещего "могильщика" не только хозяйствующих субъектов, но и всей "торгашеской" экономики капитализма в целом. Время выявило явную абсурдность этого предсказания. Оно имело шанс исполниться только в результате гибели всей современной цивилизации из-за вынужденного возврата людей к архаике натурального хозяйства.
А ведь эти "аксиомы" для Маркса - основные. Именно на них зиждется все его учение.
Итак, попытки приписать учению Маркса абсолютную достоверность, научность и неопровержимость несостоятельны. Это - идеологический блеф, как и стремление представить его великим экономистом. В чем Маркс разбирался довольно слабо, так это именно в экономике. По жизни сам он не имел ни малейшего опыта в сфере хозяйственной деятельности. Поэтому все его "экономические тетради" и даже "Капитал" носят если и не ученический, то очевидно начетнический характер. Главной своей задачей в области политэкономии он считал необходимость доказать, что предприниматели (буржуазия) обворовывают рабочих, не выплачивая им всю меру прибавочной стоимости. Но, во-первых, это ясно само собой, без столь внушительного расследования, как 4-томный "Капитал", а, во-вторых, не интересуясь остальными аспектами производства, Маркс явным образом не рассматривал функции организации и управления трудовыми процессами, а также логистику, рекламу и сбыт товаров в качестве особых видов труда, также имевших свою меру стоимости.
Вопреки бесчисленным декларациям и утверждениям марксистов, современная экономическая наука мало чем обязана Марксу. Для нее он так и остался историческим эпизодом. И вообще Маркса, по-видимому, не следует рассматривать в качестве "титана науки". В отличие от своего современника Чарльза Дарвина, например, он никогда не считал поиск истины высшей целью своей жизни. От природы будучи наделен воистину колоссальным интеллектуальным потенциалом, Маркс не выработал в себе навыков острой наблюдательности и вдумчивого всестороннего анализа всех наблюдаемых фактов. По-видимому, это вызывалось его страстным темпераментом. Ему были совершенно чужды бесконечное терпение и беспристрастность подлинного ученого. Он перерывал горы научной литературы, как правило, с одной-единственной целью - найти подтверждение своим собственным, априорно сложившимся гипотезам и теориям. Все, что в них не вписывалось, отбрасывалось прочь. Поэтому при всей наукообразности его сочинений, они гораздо ближе стоят к пророчествам страстного, убежденного вероучителя, чем к научным выкладкам истинного ученого.
Поэтому Маркс и был по сути никем иным, как родоначальником новой псевдонаучной религии марксизма, ее главным трибуном, агитатором и активным деятелем революционного типа. Своего рода пролетарским Моисеем, ведущим "свой народ" в рай грядущего коммунизма путями, данными ему в откровении и ведомыми лишь ему одному. Показательно, что рядом с ним в качестве сподвижника оказался также и новый Аарон - Фридрих Энгельс. Прямо-таки по библейской традиции эту пару так и стали величать "основоположниками".