Моногорода ждет новое будущее. Правительство России планирует передать полномочия по финансовой поддержке этих населенных пунктов от Фонда развития моногородов Институту развития ВЭБ.РФ. Также изменятся правила предоставления субсидии на 2022 год. Вчера заведующий кафедрой конкурентного права РАНХиГС Андрей Тенишев написал об этом колонку для Ведомостей, а сегодня отдельно раскрывает эту проблематику эксклюзивно для читателей «Хакасия». Он рассказал о переменах, которые ожидают хакасские моногорода и поселки:
«Моногорода - это наследие СССР. В то время многие населенные пункты создавались вокруг строящегося предприятия, становившегося впоследствии градообразующим. Большинство жителей таких городов работали и продолжают трудиться на этих предприятиях. В 61 регионе России в настоящее время 319 таких населенных пунктов. В них живет почти каждый десятый гражданин России - около 14 млн человек. Больше всего их в промышленных Кемеровской, Свердловской и Челябинской областях. Только в Кузбассе их 24. Многие предприятия не пережили распада Советского Союза. Сегодня в 94 муниципальных образованиях - очень сложная ситуация, в 154 моногородах существуют риски ухудшения социально-экономического положения.
В Хакасии к моногородам относятся Черногорск, Саяногорск, Абаза, Сорск, поселки Туим и Вершина Теи. Все они - в «красной зоне», т.е., социально-экономическое положение в них либо сложное либо потенциально сложное. В них проживает почти треть населения республики - более 172 000 человек, из которых более 1500 - официально признанные безработные.
Наиболее сложное положение в Вершине Теи, где обанкротилось Тейское рудоуправление, и в Туиме, где после ликвидации завода по обработке цветных металлов нет градообразующего предприятия. Сложная ситуация и в Абазе. Но здесь, благодаря стараниям сенатора Жукова, возрожден Абаканский рудник.
В 2017-2018 годах в развитие монотерриторий Хакасии было вложено более 500 млн рублей, из которых 315 млн - внебюджетные средства.
В ближайшие 5 лет в рамках нацпроектов республика должна получить для монотерриторий около 1,5 млрд рублей. К 2024 году планируется создать 6000 рабочих мест, не связанных с деятельностью градообразующих предприятий, и привлечь дополнительные инвестиции в объеме более 20 млн рублей.
Но что такое эти рабочие места и деньги, если их разделить на 170 000 жителей, 6 населенных пунктов и 5 лет?
В 2016-2019 годах была реализована разработанная Минэкономразвития совместно с ВЭБ приоритетная программа «Комплексное развитие моногородов». С 2014 года в моногородах за счет действовавших мер поддержки создано более 78 000 новых рабочих мест, привлечено более 309 млрд рублей инвестиций в основной капитал. Из них более 25 700 рабочих мест и около 171 млрд рублей частных инвестиций стали результатом финансовых мер поддержки правительства.
На поддержку развития моногородов в 2022-2024 годах планируется направить более 7 млрд рублей. Территориям будут предложены льготные займы для бизнеса в размере от 5 млн до 250 млн рублей под 0% годовых для небольших проектов и от 250 млн до 1 млрд рублей под 5% годовых для крупных, а также софинансирование совместно с регионом объектов инженерной и транспортной инфраструктуры.
Сейчас деньги для моногородов распределяются по совершенно неконкурентному принципу - кто первый заявит о проекте, тот их и получит. Такой подход приводит к тому, что меры поддержки моногородов используются преимущественно городами со стабильной ситуацией. Как итог - за 7 лет работы Фонда развития моногородов 7 населенных пунктов получили почти половину всех средств, выделенных на поддержку.
Это, безусловно, несправедливо и нерационально. Такой порядок нужно менять. Логично было бы пересмотреть перечень моногородов с учетом реальной ситуации и направить выделенные ВЭБ.РФ средства на приоритетное финансирование территорий с наиболее тяжелой ситуацией - например, тех, что имеют риски ухудшения ситуации с безработицей.
Государство планирует упразднить существующий перечень моногородов с разделением на две категории. Останутся монопрофильные муниципальные образования с наиболее сложным социально-экономическим положением - это моногорода, в которых средний уровень безработицы за три года в два или более раза превышает средний уровень безработицы в стране, и все остальные монопоселения. Делается это для того, чтобы сконцентрировать меры поддержки на моногородах, удаленных от региональных столиц.
Из перечня также планируется исключить моногорода, расположенные не более, чем в 50 км от столицы региона. В Минэкономразвития (МЭР) считают, что их жители смогут работать в региональных центрах. Да, возможно, это решение позволит сосредоточить средства ВЭБ.РФ на поддержке моногородов, оставшихся в перечне. Но механически к этому вопросу подходить нельзя и за это МЭР уже критикуют. Необходима оценка рынка труда и транспортной доступности рабочих мест. В противном случае Черногорск точно выпадет из перечня и не сможет претендовать даже на минимальную поддержку.
Будут снижены пороги допустимых массовых увольнений с монопредприятий - с 20% до 10% населения. Также предполагается снять ограничения на льготы территорий опережающего развития для моногородов - вместо закрытого списка возможностей их получения МЭР предлагает сохранить только ограничения на поддержку монопредприятий по стандартной схеме для резидентов и запрета производств ими подакцизных товаров.
Учтет министерство и последствия реформы местного самоуправления в РФ - объединение ряда моногородов в муниципальные округа с изменением численности их населения и пропорций занятости на монопроизводствах. Здесь есть риски и для других монотерриторий Хакасии - Туима, Абазы и Вершины Теи лишиться статуса монопоселений.
В целом МЭР планирует сократить число моногородов в России вдвое, с 321 до 163. Правительству Хакасии и его представительству в Москве неплохо было бы озадачиться этой проблемой, пока постановления правительства Российской Федерации еще обсуждаются и не приняты - есть возможность их изменить.
В долгосрочной перспективе серьезным фактором, который может изменить положение моногородов, могла бы стать заявленная Счетной палатой реформа денежных отношений между федеральным центром и регионами. Ее результатом может стать существенное повышение финансовой самостоятельности субъектов Федерации. Об этом мы говорим давно и реформа назрела. Но ее реализация повлечет за собой существенное перераспределение налоговых доходов в пользу регионов. А для этого нужна политическая воля.
Централизация бюджетной политики была инициирована Минфином России в начале 2000-х. Сейчас министерство полагает, что централизация части налоговых доходов с последующим межбюджетным выравниванием - объективная необходимость стран с федеративным устройством. Логичное развитие этой позиции - идея объединения регионов с целью уменьшения дотаций. Но это простое, «счетное» решение. Кроме денег, есть и другие факторы - например, национальный состав объединяемых регионов.
Пока же такая централизация привела к тому, что самодостаточными в России являются только 13 регионов, а у многих из оставшихся объем собственных доходов составляет около 30-40%. Сейчас в стране 20 регионов с критично низкой бюджетной обеспеченностью - таких как Дагестан, Ингушетия, Карачаево-Черкесия, Чечня, Алтай, Хакасия, Тыва и Камчатка.
Некоторые из них вполне самодостаточны, но вынуждены отправлять деньги «в Москву». Обратно возвращается не все. У регионов пропадает стимул создавать точки роста и развивать собственную экономику. То же касается и моногородов. Однозначно то, что ситуация требует решения и введения новых правил - индивидуальных для разных регионов. Распределение налоговых доходов должно соответствовать экономической ситуации в субъекте Федерации».