Двум президентам в России не быть – Москва отказывает Татарстану в праве иметь своего президента, но позволяет оставить региону Кабмин. Однако точка в этом вопросе еще не поставлена.
Клишас и Крашенинников шаг за шагом пробивают свое детище
Законопроект о региональной публичной власти во втором чтении приняла 9 декабря Государственная Дума РФ. Это было основное чтение, то есть третье, запланированное на 14 декабря, будет носить скорее формальный, корректирующий характер.
Документ приводит законодательство в вопросе региональной власти в соответствие с Конституцией РФ, которая, напомним, претерпела существенные изменения после референдума в прошлом году.
Документ устанавливает единый срок полномочий глав регионов, отменяет запрет на пребывание в этой должности более двух сроков подряд, а также определяет общий порядок и принципы работы региональных властей.
За законопроектом пристально следили в отдельно взятом регионе
Сегодня Татарстан – единственный регион страны, в котором должность его руководителя именуется «Президент». Всеми остальными республиками, а речь в первую очередь о них, давно руководят главы.
Поэтому внесенная 27 сентября 2021 года председателями комитетов Госдумы и Совета федерации по госстроительству Павлом Крашенинниковым и Андреем Клишасом законодательная инициатива «Об общих принципах организации публичной власти в субъектах РФ», которая нацелена заменить действующий закон о системе органов власти в регионах, вызвала в Татарстане эффект разорвавшейся информационной бомбы.
Отдельные положения документа оказались неприемлемыми для целого ряда политических лиц и институтов Татарстана.
Против этого законопроекта высказались и депутаты Госсовета РТ. Им не понравилась излишняя детализация в вопросах формирования системы региональных органов власти и, что показалось особенно оскорбительным для татарстанцев, предложенная унификация наименования должности высшего должностного лица органов госвласти субъектов.
Вслед за депутатами Госсовета в общую информационную контратаку против законопроекта выступил целый ряд политиков, политологов, общественных деятелей, журналистов, поэтов, уважаемых аксакалов Татарстана. Они в один голос утверждали, что понятие «Президент» – это не простая блажь региона, а позиционирование лидера второго по численности народа России. Мол, эта должность сложилась исторически, в России и в Татарстане появилась одновременно, потому и оставаться им бок о бок навсегда.
При этом здесь не вспоминали почему-то, что и в других республиках было то же самое. А когда некоторые и вспоминали, то утверждали, что «Президент Татарстана уникален в отличие от любого другого главы российского региона тем, что он одновременно выступает в двух ипостасях – как лидер 8 миллионов татар, лидер глобального татарского мира без границ и лидер почти 4 миллионов жителей Республики Татарстан». Так писал еще в октябре в «Татар-информ» политический обозреватель Альберт Бикбов.
Он вытащил даже козырь из рукава, напомнив, что сам Президент России Владимир Путин назначил Президента Татарстана председателем Группы стратегического видения «Россия – Исламский мир» именно благодаря его лидерству в глобальном татарском мире. Но, похоже, Путин сам запутался, какой лидер ему нужен в регионах и в Татарстане в частности.
Другой посыл – народ Татарстана, для которого, считается, будущее без собственного Президента туманно и практически невозможно, поэтому сохранение этого поста важно, поскольку есть Конституция Республики Татарстан, где эта должность прописана и ее изменения возможны лишь через референдум среди жителей республики. Его итоги прогнозируются местными политологами однозначно, ведь в прошлом году на выборах за Рустама Минниханова как за Президента Татарстана отдали голоса 83,27% избирателей. То есть даже окончательное принятие закона Госдумой может столкнуться с сопротивлением жителей региона, считают здесь.
Учитывать мнение одного региона не стали
Один из инициаторов законопроекта депутат Павел Крашенинников по этому поводу высказывался так: «Высшее должностное лицо – глава региона. Он может быть как губернатором, так и мэром. В целях унификации в его наименовании обязательно должно быть слово «глава» с дальнейшим указанием субъекта Федерации. Но с учетом исторических, национальных и иных традиций это может быть и «губернатор» или какое-то дополнительное наименование. Такое наименование не может содержать словосочетаний, составляющих должность главы государства, на это я обращаю внимание. Такая норма есть и в действующем законе – она перенесена в наш законопроект».
Таким образом, хоть как именуйтесь, но только не Президент. Он у нас один, и надолго.
Депутат КПРФ от Татарстана Артем Прокофьев во время пресс-подхода после принятия законопроекта в первом чтении недоумевал: «В соответствии с Конституцией РФ регионы самостоятельно устанавливают систему региональной власти. За федеральной властью установление только общих принципов. Но ваш законопроект детально регулирует устройство региональной власти. Унификация наименований, сроков полномочий, детальная регламентация процедурных вопросов – все это элементы унитарного государства. Где же самостоятельность субъектов в соответствии с 77-й статьей Конституции?»
И все-таки второе чтение состоялось, законопроект уверенно идет к своему принятию в качестве закона. Уже утверждены положения о том, что федеральные и региональные органы смогут передавать друг другу часть своих полномочий, если это не противоречит основному закону, что региональные законы и нормативные акты не могут противоречить Конституции РФ и федеральным законам.
А министры скоро буду не управляемы местными властями
Примечательно, что после принятия этого закона федеральный центр может участвовать в формировании органов исполнительной власти региона, отвечающих за сферы образования, здравоохранения, финансов, за регулирование тарифов, жилищный контроль.
Если своими словами, то: с профильными федеральными ведомствами будут согласовываться назначения кандидатов на должности руководителей соответствующих региональных министерств и структур или же их отставки. То бишь надавить на ведомственных руководителей на местах уже не получится никому.
Сладкие пилюли для всех и не только
Мы забыли сказать, что в законопроекте были и политические ловушки, в которые попали некоторые депутаты Госдумы от регионов, проголосовавшие в четверг за документ. Например, есть пункт о том, что глава субъекта РФ избирается гражданами напрямую или депутатами регионального заксобрания на пять лет.
Важно то, что запрет для высшего должностного лица региона на замещение этой должности в течение более двух сроков подряд будет снят. То есть править можно долго и счастливо, по примеру и образцу, если только не попадешь в опалу как раз подающему пример, ибо в законопроекте есть и такой пунктик: главы регионов могут быть отрешены от должности президентом РФ в связи с утратой доверия по любым основаниям или в связи с выражением ему недоверия заксобранием.
«По любым основаниям» запомнили? То есть дамоклов меч зависнет капитально.
Но председатель Госдумы Вячеслав Володин настроен позитивно: «Мы расширяем полномочия органов власти Российской Федерации, многие вопросы будут приниматься в регионах». То есть субъекты сами будут решать вопрос о числе сроков, которые глава сможет занимать.
До момента, пока тот самый меч не опустится, не забываем.
И все-таки у Татарстана есть и победы: депутаты Госдумы пошли навстречу коллегам из Госсовета РТ, которые предлагали свои поправки к законопроекту (их было аж 18, и 5 из них были взяты в работу), и согласились, что высший исполнительный орган власти субъекта РФ может именоваться не только «правительством», но и иметь другое название, исходя из исторических и национальных традиций. В Татарстане жаждали оставить словосочетание «Кабинет Министров» – получилось.