Всем привет! Сегодня поговорим об ужастиках в жанре "найденная плёнка", он же "псевдодокументалистика" (found footage/mocumentary), хотя эксперты говорят, что это немного разные вещи. Факт в том, что в обоих случаях фильм представляет собой как бы любительскую съёмку реальных событий, что добавляет хоррору... собственно, хоррора. То есть, ужаса.
Если брать все франшизы в этом направлении, то больше всего фильмов у "Паранормального явления": аж целых 7, включая японский спин-офф. А вот на втором месте - нечто под названием V/H/S, в русском переводе: З/Л/О (видно для молодёжи, которая понятия не имеет, что такое видеомагнитофон). Здесь четыре фильма. (Другую тетралогию, испанский "Репортаж", вспоминать не буду, там от любительской камеры отказались на третьем фильме, заодно и в комедию скатились).
Сразу скажу: "З/Л/О" не дотягивает ни до "ПЯ", ни до "Репортажа". Зачем этому фильму столько сиквелов - ума не приложу. И ведь в этом году вышел новый. Впечатления от каждого из них можно назвать, в лучшем случае, смешанными.
"З/Л/О"/V/H/S (2012)
Вообще, люблю ужастики, состоящие из коротких новелл (потому что не успевают надоесть), и фильмы в стиле псевдодокументалистики. А тут аж два в одном: коллекция страшных историй, как бы снятых на любительскую камеру самими жертвами маньяков, упырей и прочих инопланетян, а затем записанных в означенном формате ВХС. Видеокассеты - это же дьявольский артефакт, доказано фильмом "Звонок".
Парочка прилично снятых сюжетов есть (первый и последний). В целом, так себе, на любителя. И, как водится, ни разу не страшно.
Самая сильная эмоция от фильма - появление в эпизоде исполнителя главной роли из "Атаки куриных зoмби" (входит в мой личный топ-10 любимых фильмов всех времён).
Без понятия, почему этот талантливый актёр (и певец, к тому же) сыграл только одну главную роль, остальные шесть его актёрских работ - эпизоды, включая второго могильщика "разносчика пиццы" в каком-то дешёвом ужастике и даже такую экзотику, как "Захари Зебра" в передаче "Фитнесс для детей".
"З/Л/О 2" / V/H/S 2 (2013)
Ещё одна антология короткометражек, снятых от первого лица. Если первый фильм хотя бы пытался кого-то напугать, то создатели второго сделали упор на изощрённость и креативность видеоряда - словно бы играли в игру "А как ещё можно снимать псевдодокументалки?" В итоге мы имеем сюжеты, снятые с помощью глазного протеза и камер, пристёгнутых к собаке и к зoмби.
Снято очень технично и изобретательно, временами просто оторваться нельзя. К сожалению, в погоне за оригинальностью режиссёры такого навертели, что это уже не столько страшно, сколько странно - особенно шуточки, которые периодически проскакивают, хотя юмор скорее в духе "Монти Пайтона": настолько несмешно, что даже немножко смешно. (Первое место - у козлодемона, который говорит "Папа".) В общем, считается, что этот фильм лучше предыдущего, и я полностью согласен.
"З/Л/О: новый вирус"/V/H/S: Viral (2014)
А теперь, как говорили всё те же "Монти Пайтоны", нечто совершенно иное. Третий фильм франшизы - вообще не ужасы. Наполовину это чёрная комедия (и довольно бестолковая), наполовину - мистический экшн (и довольно динамичный), а одна из новелл и вовсе сработана в жанре научной фантастики а ля сериал "Скользящие". И если заранее настроить себя на то, что это никаким боком не хоррор, то от фильма реально получить удовольствие в духе: "Это странно... но продолжай".
"З/Л/О 94"/ V/H/S/94 (2021)
Спустя семь лет внезапно вышла четвёртая часть. Пишу по свежим впечатлениям, поэтому гораздо подробнее, чем о предыдущих фильмах.
Была надежда, что вернулись к серьёзным корням, но первая же новелла её развеяла.
Итак, что тут у нас?
Женщина-репортёр исследует канализацию на предмет таинственного "крысочеловека". Лучше б она этого не делала. Начинается история вполне интригующе, но к финалу уходит в "чёрный юмор" (заставляющий закрыть лицо руками, и не от страха)
Другая дама караулит гроб с телом, в зале для прощания. Знамо дело, её ждёт неприятный сюрприз. Лучшая из новелл и наиболее соответствующая жанру "хоррор".
Где-то в Индонезии сумасшедший профессор переделывает людей в киборгов. Налёт местного спецназовца заканчивается живописным побоищем с творениями учёного, в стиле "шутер от первого лица", с элементом старой-доброй "Армии Франкенштейна". Причём гораздо интереснее, КАК это сделано, нежели О ЧЁМ. Трэшак-с.
То же самое - о последней истории. Группа нaцистов-выживальщиков экспериментирует над бессмертным существом, запертым в сарае. Вскоре существо вырвется на свободу, не поздоровится всем...
Что в целом. Смешно? Да не очень. Страшно? В паре мест. Интересно? Периодически. Нужно ли смотреть? Рискните.
То же самое могу сказать и о серии в целом. Очень, очень... спорное зрелище. Только для фанатов жанра!
Всем спасибо!
Другие обзоры хоррор-франшиз:
Все фильмы о лохматой девочке, вылезающей из колодца.
Киносериал о карапузах, лопавших кукурузу.