Найти тему
Антон Владимиров

Расследование на месте катастрофы: сериал закончился, не успев начаться

Западные телевизионные компании с успехом сняли огромное количество сериалов о катастрофах. Тут и «Расследование авиакатастроф», и «Секунды до катастрофы», и многие другие. Но, на мой взгляд, все они содержали один большой недостаток.

С вами Антон Владимиров — писатель, композитор и кинематографист. Рассказываю о несостоявшемся, но очень крутом зарубежном документальном проекте.

Вообще, западная документалистика ушла очень далеко вперёд, по сравнению с отечественной. Наши телевизионщики топчутся где-то в начале двухтысячных годов, в то время как заклятые друзья уже за горизонтом. Ну и что, зато у нас есть ракеты ! Возможно. Однако развивать нужно всё, в том числе и киноискусство.

-2

Итак, мы отстали. Но и у них было время, когда создатели и дистрибьюторы застряли в одном формате, к которому и относятся перечисленные мной проекты. Да, в эти фильмы были вложены ресурсы, и немалые. Какое-то время они заходили очень хорошо. Более того, их смотрят и сейчас, что даёт некоторую претензию на «вечнозелёность». Но, с течением времени, выявился очень существенный дефект таких сериалов: слабая сценарная и драматургическая работа. Эту часть не улучшали годами. Что касается наших документалистов, то дела обстояли у многих ещё хуже. И, порой, чем более очевидна «сериальность», тем ниже уровень. Причём, в случае с зарубежными фильмами, всё это усугубляет безобразный перевод.

-3

Но в 2006 году телекомпания National Geographic выпустила документально-игровую многосерийную картину «Расследования на месте катастрофы». В ней как раз и были ликвидированы многие недостатки предыдущих работ. Улучшилось как общее качество (начиная с картинки и звука), так и проработка по сценарию и драматургии. Возросла на порядок зрелищность серий.

-4

Зритель вовлечён в каждый эпизод расследования, даже несмотря на то, что практически не используется прямое обращение. Причём идея , в общем, не менялась: «Просчёт в человеческом факторе ведёт к катастрофе».

-5

Однако сериал не пошёл. Только три выпуска в одном сезоне — и всё, провал. Точных причин того, почему не стали снимать следующих серий, названо не было. Но я убеждён, что главным фактором явился финансовый — слишком больших расходов потребовали съемки. Едва ли можно было продолжать их в таком же ключе, не загнав проект на грань окупаемости. Тем более в главном телекомпания не отошла от своих принципов — ни одному персонажу не было дано самостоятельности. Это значительно снизило и исказило динамику игровых сцен, и, так скажем, их цельность. Зритель не увидел честности. А, как сказал один известный человек, если честности нет, то уже ничего не прощают.

-6

Я коснулся здесь только одной тематики. На самом деле, в других тематиках дела обстоят немножко не так. Однако, в большинстве случаев, Запад нас обгоняет, хотя некоторые независимые студии, «Редакция», к примеру, выходят на достаточно высокий уровень создания контента. Не без существенных недочётов, на которые я не стану указывать. Ибо создатели, вероятно, приняли для себя именно такой формат, и он для них удобен.

В нашем проекте про Виктора Цоя я попробовал подойти к картине по-иному, найти современный художественный язык. В итоге задачи, решение которых было необходимо для создания фильма, значительно усложнились. Но, может, оно стоит того ? Увидим.