Пупки - ударение на первый слог - деревня в Скопинском районе Рязанской области. Деревянная Покровская церковь разрушена более чем наполовину, но заброшенной её назвать нельзя - на уцелевшей стене колокольни народ устроил стихийный иконостас.
Рядом с иконостасом похоронен какой-то батюшка, которого все любили, судя по нескольким фотографиям, которые можно там найти. Полагаю, что иконостас мог разрастись именно с этого уголка, ближайшего к могиле. Что за батюшка лежит в могиле - непонятно, так как церковь стояла бесхозной с советских времен и в какой-то момент рухнула от ветхости.
Место потрясающее, хочется возвращаться туда снова, что я и делаю, когда приезжаю домой - под предлогом набрать хорошей воды из родника, который бьёт неподалёку. Каждый раз удивляюсь, почему она не сгорела до сих пор. Сейчас там виден ров, защищающий от огня, который может прийти с поля весной, но не ручаюсь, что этот ров там давно. Конечно, она горела раньше, с XVIII века, от которого она ведёт свою историю, горела не раз. Но то, что она худо-бедно держится в наши дни - фантастика.
Пусть она уже разрушена, давно не действовала и вряд ли когда ещё будет, отношение к ней у местных всё равно как храму божьему, как к чему-то мистическому. Дед, с которым мы обычно и заезжаем туда, рассказывал, что вскоре после того, как знакомый мужик решил забрать старинную икону из стихийного иконостаса и продать её, скоропостижно скончался. Совпадение? - Не думаю. В общем всё, что приносится к иконостасу - должно там и остаться - все после этой истории зарубили себе на носу.
Иконостас собран из икон, которые стаскивают туда жители окрестностей и заезжие путники. Когда он начал собираться сказать сложно, но судя по фотографиям не очень уж давно. Все иконы потрёпаны временем и погодой, на каких-то уже "лица нет". Висят старинные лампадки, кое-где остались одни рамки, а само изображение куда-то выпало, улетело и было размочено дождём. Есть действительно старинные экземпляры, возможно висевшие в каких-то старинных домах ещё до революции. Есть и новоделы, которые рано или поздно все равно состариваются.
Это первое место, где я вижу подобный иконостас, где вот так можно прочувствовать силу притяжения людей к одному месту. Деревянных церквей я встречала мало, особенно разрушенных. Таких много в северных областях, где из-за климата они лучше сохраняются. Каменные и кирпичные разрушенные церкви я встречала не раз - они, естественно, держаться дольше, но у них нет одного - возможности прийти, прибить к стене гвоздь и повесить свою икону.
Все фотографии сделаны на последнюю плёнку, вставленную в фотоаппарат Zenit-ET, на который я имела счастье фотографировать 5 лет.