В 2021 году лидеры США и России не однократно встречались. Каждая встреча имела свои отрицательные и положительные последствия. На данный момент между двумя странами идет явная информационная война.
Что же происходит в отношениях между Россией и США? И почему так тяжело обстоят дела?
7 декабря состоялась последняя встреча в формате видеоконференции между президентами России и США. Владимир Путин и Джозеф Байден обсудили ряд вопросов, касающихся российско-американских отношений, проблемы евроатлантической безопасности и ситуацию на Украине.
Встреча продлилась более двух часов, но никаких конкретных результатов достигнуто не было. Красной нитью через весь разговор проходила украинская тематика. Уже тогда Washington Post, New York Times и Bild предсказывали, что война на украинской территории с Россией намечена на начало 2022 года.
Российская сторона попыталась возобновить переговоры по довольно больной теме – не расширение НАТО на восток. Путин в ходе разговора об Украине отметил, что Россия не потерпит военного присутствия альянса на территории последней. Президент США дал на это заявление исчерпывающий ответ: «…страны должны быть свободны в выборе того, с кем себя ассоциировать».
17 декабря МИД РФ опубликовал проект договора о Гарантиях безопасности, отдельным пунктом в котором было зафиксировано "не расширение НАТО в восточном направлении". США не пошли на уступки и не подписали договор.
Также лидеры затронули ряд общих вопросов, таких как иранская ядерная сделка и ситуация в Афганистане. Однако, как уже говорилось выше, стороны не достигли договорённостей по ключевым вопросам, звучали лишь взаимные призывы к сотрудничеству в некоторых областях.
К чему Россия и США пришли в начале президентства Байдена?
Онлайн саммит стал второй встречей Путина и Байдена. Ранее лидеры встречались в Женеве летом 2021, по результатам этих переговоров сторонам удалось достичь значительных успехов в области стратегической и информационной безопасности.
Возможно, нынешняя встреча была лишь консультацией по текущим вопросам. Об этом косвенно говорит исключение санкций против России из проекта оборонного бюджета США на 2022 год. Бюджет был принят 8 декабря – на следующий день после разговора двух лидеров.
Неожиданно для всех из него исчезли упоминания санкций против Северного потока-2.
Кроме того, интерес вызывает тот факт, что в этом документе Россия упоминается 94 раза (для сравнения, Китай упоминается 224 раза). В прошлом году, при куда более антикитайской администрации Трампа, соотношение "Россия – Китай" составляло 91 к 120. Очевидно, что на фоне нарастания противоречий с Китаем (недавняя напряжённость вокруг Тайваня) США стремится урегулировать острые углы в отношениях с РФ.
В каких политических условиях находится Байден? И какую позицию занимает американский Президент в отношении России?
Внутри страны Байден столкнулся с серьёзным давлением сторонников жёсткой внешней политики, особенно в отношении России. Во многом это было вызвано чувством реваншизма после вывода американских войск из Афганистана. Поэтому Байден на переговорах придерживался жёсткой позиции в отношении защиты Украины и расширения НАТО.
Байден не дал конкретного ответа на вопрос о присоединении Украины к НАТО. В его положении он и не мог сказать что-либо определённое. В перспективе американский президент допускает такую возможность, однако это резко ухудшит российско-американские отношения.
Кроме того, особый интерес вызывают слова американского президента в случае агрессии России против Украины. Он пригрозил применить меры, куда более жёсткие, чем в 2014 году – вплоть до отключения России от международной платёжной системы SWIFT и введения санкций против её суверенного долга.
Примечательно, что президент США не позвонил Владимиру Зеленскому для того, чтобы обсудить с ним итоги переговоров, несмотря на данное ранее обещание. Можно ли считать, что Байден пошёл на такое резкое нарушение дипломатического протокола для того, чтобы не вызывать раздражения в Москве?
Страны взаимодействуют в вопросах стратегической, информационной безопасности, борьбы с пандемией, контроля за нераспространением ядерного оружия. Отношения хоть и не достигают того уровня, который был достигнут в период президентства Дмитрия Медведева, но у двух стран есть потенциал развития связей.