Найти в Дзене
Дарья Горнова

К середине 1890-х годов регион бассейна реки Конго и его продукция стали источником огромного богатства для короля Леопольда

К середине 1890-х годов регион бассейна реки Конго и его продукция стали источником огромного богатства для короля Леопольда, который воспользовался им для украшения столицы Бельгии Брюсселя и использовал своих агентов в Африке для установления режима жестокой эксплуатации с целью добычи каучука во внутренних лесных районах Свободного государства. Доклад повлиял на общественное мнение, и благодаря ему Общество по проведению реформ в Конго стало получать поддержку со стороны известных людей по обеим сторонам Атлантики, в том числе Артура Конан Дойла, Марка Твена, Букера Т. Вашингтона и Бертрана Рассела, а также Джозефа Конрада. В итоге владычеству Леопольда в Конго пришел конец. Международное движение за права человека окрепло и обрело еще большее влияние после Второй мировой войны. Ключевым моментом в этом стало принятие в 1948 году Всеобщей декларации прав человека, о которой мы поговорим в следующей главе. В равной степени важным шагом было и принятие в 1948 году Конвенции о предупре

К середине 1890-х годов регион бассейна реки Конго и его продукция стали источником огромного богатства для короля Леопольда, который воспользовался им для украшения столицы Бельгии Брюсселя и использовал своих агентов в Африке для установления режима жестокой эксплуатации с целью добычи каучука во внутренних лесных районах Свободного государства.

Доклад повлиял на общественное мнение, и благодаря ему Общество по проведению реформ в Конго стало получать поддержку со стороны известных людей по обеим сторонам Атлантики, в том числе Артура Конан Дойла, Марка Твена, Букера Т. Вашингтона и Бертрана Рассела, а также Джозефа Конрада. В итоге владычеству Леопольда в Конго пришел конец.

Международное движение за права человека окрепло и обрело еще большее влияние после Второй мировой войны. Ключевым моментом в этом стало принятие в 1948 году Всеобщей декларации прав человека, о которой мы поговорим в следующей главе. В равной степени важным шагом было и принятие в 1948 году Конвенции о предупреждении преступления геноцида и наказании за него, и не только в связи с печально известными примерами геноцида в первой половине ХХ столетия. В отличие от более ранних договоров и деклараций, вроде Гаагских конвенций 1899 и 1907 годов и Женевской конвенции 1864 года, признававших суверенный статус государств и пытавшихся урегулировать их взаимоотношения и отношение к участникам военных конфликтов и гражданских лиц во время войны, эта конвенция заявляла о том, что государства не должны относиться к своим гражданам, как им заблагорассудится. Она утверждала:

Лица, совершающие геноцид или какие-либо другие из перечисленных в статье III деяний, подлежат наказанию, независимо от того, являются ли они ответственными по конституции правителями, должностными или частными лицами.

Смысл этого заявления ясен. Идет ли речь о Левиафане или нет, жестокое отношение к людям не допустимо. Поначалу это было лишь заявление о намерениях, без реальных средств поддержки. Но международное давление на государства и надзор за их действиями впоследствии усилились благодаря таким организациям, как Amnesty International и Human Rights Watch, которые выявляют случаи жестокого отношения к людям и нарушения их прав в разных странах и стараются предупредить их, а также Международный уголовный суд, в компетенцию которого входит преследование лиц и даже глав государств по обвинениям в геноциде, преступлениях против человечности и военных преступлениях.