Найти в Дзене
Feikofob

«ПЕРВАЯ ФОТОГРАФИЯ, СДЕЛАННАЯ В РОССИИ» ?!

Как и обещал, продолжаю борьбу с фейками. Взглянем на одну фотографию. Возможно, вам она уже встречалась - под видом «Первой фотографии, сделанной в России» или тому подобного. Надеюсь, вы не купились? Ибо это откровенный, заведомый и стопроцентный фейк! В сопровождающем сие фото тексте сообщается, что сделан этот снимок в 1839 году. Некоторые блогеры добавляют подробностей, что его сделал инженер путей сообщения Франц Осипович Теремин. Однако, именно это фото никак не могло быть сделано в 1839 году - тогда собор еще строился, на нем не были еще установлены многие детали, да и вообще купола собора стояли в лесах, ибо в 1838—1841 годах проводилось золочение куполов собора. Только к 1842 году здание собора было в основном окончено, а отделка продолжалась еще 16 лет. В 1839 году еще только предложен Монферраном проект монументально-скульптурного оформления экстерьера, фронтоны портиков отливались на заводе Берда в 1840—1845 и т.д. Работы на соборе продолжались по 1858 год. А видимая на фо
Рисунок автора ©
Рисунок автора ©

Как и обещал, продолжаю борьбу с фейками. Взглянем на одну фотографию. Возможно, вам она уже встречалась - под видом «Первой фотографии, сделанной в России» или тому подобного.

-2

Надеюсь, вы не купились? Ибо это откровенный, заведомый и стопроцентный фейк!

В сопровождающем сие фото тексте сообщается, что сделан этот снимок в 1839 году. Некоторые блогеры добавляют подробностей, что его сделал инженер путей сообщения Франц Осипович Теремин.

Однако, именно это фото никак не могло быть сделано в 1839 году - тогда собор еще строился, на нем не были еще установлены многие детали, да и вообще купола собора стояли в лесах, ибо в 1838—1841 годах проводилось золочение куполов собора. Только к 1842 году здание собора было в основном окончено, а отделка продолжалась еще 16 лет. В 1839 году еще только предложен Монферраном проект монументально-скульптурного оформления экстерьера, фронтоны портиков отливались на заводе Берда в 1840—1845 и т.д. Работы на соборе продолжались по 1858 год. А видимая на фото смотровая площадка на куполе устроена в процессе реставрационных работ 1950-60 гг. Я уж не говорю про подсветку фасадов, которая была сделана примерно тогда же.

На самом деле, это фото, сделанное Владимиром Антощенковым в 1960х годах. Его фотографию просто выдали за фото 1839 года. Вот ссылка: https://black4.ru/upload-black4/shop_9/2/1/5/item_2158/small_00836874.jpg

А что с Тереминым? Это тоже вранье? Отчасти. Франц Осипович Теремин был не первым, но одним из первых фотографов в России.

Первый опыт был получен командированным членом российской Академии наук, химиком технологом Иосифом Христиановичем Гамелем непосредственно у изобретателя калотипии Уильяма.Тальбота в Великобритании и изобретателя дагеротипии Жака Дагера во Франции. Все собранные им материалы были успешно отправлены в Петербург, где академик Юлий Федорович Фрицше, освоив по ним технику получения фотографического изображения, сделал несколько снимков листьев растений. Уже 23 мая 1839 года он выступил на заседании Петербургской Академии наук со своим отчётом «о гелиографических опытах», в котором был дан исчерпывающий анализ способа Тальбота - калотипии.

О фотографии же Теремина сохранилась заметка в петербургском журнале "Сын отечества" (1839,т.II, отд. «Разные известия и смесь», с.98), с сообщением:

"Октября 8го, в Петербурге, гн Теремин, подполковник Путей сообщения, произвел удачный опыт, снятием через дагеротип, в продолжение 25ти.минут, Исаакиевского собора, и тем доказал, что и под 60° широты, осенью, дагеротип не теряет своего действия"

Событие заслуживало заметки, поскольку Луи Дагер только в начале января 1839 года в Париже продемонстрировал первые удачные опыты дагеротипии – закрепления полученного в камере-обскуре изображения на серебряной пластине, и этим живо интересовались в России.

Однако, это и все. Упомянутая фотография Теремина не сохранилась.
Вот тут подробно про Теремина: http://klassika-ru.blogspot.com/2013/06/1839.html

А вот кто вздумал первым выдать фото 1960х за фотографию 1839 года?Докопаться сложно, ибо этот фейк уже растиражировали нерадивые блогеры, даже несмотря на то, что сие фото сильно «режет глаз» внимательному зрителю. Настолько, что его фейковость постоянно отмечается комментаторами.

Какими эпитетами «наградить» блогеров, которые лепят наглый фейк? Вот, блогеру Дзена «Ещё один блог о кино» на то, что он впаривает публике 100% фейк, я указал в комментах 29.08.2021: https://zen.yandex.ru/media/id/5e7f52e668b51338284319d5/8-istoricheskih-fotografii-kotorye-stoit-uvidet-kajdomu-612a44ab0e2b051ebe244de8#comment_923554772 То же самое - блогеру Дзена «ФотоРоман»: https://zen.yandex.ru/media/photoroman/kto-snial-pervuiu-fotografiiu-v-rossii-5be09655b9c26d2cd4a01883

И что же? Думаете, после этого сей фейк удалили? Как бы не так! Он продолжает в прежнем виде висеть «лапшой» в Рунете до сих пор – и на указанных страницах, и на многих других, перечислять которые тут просто бессмысленно и неинтересно. Это принцип «пипл схавает»? И что делать с такими блогерами? Решайте сами. Полагаю, это уже дело модераторов Дзена.

Хмм, не хочу заканчивать на минорной ноте. Посему, вернемся к истории фотографии в России, но поближе, в конец XIX - начало XX века.

Уверен, все достаточно много видели фотографий этого периода, которые часто постят и на Дзене. Многие представляют себе дагерротип и фотографический аппарат тех лет, знают имена Карла Буллы, Прокудина-Горского… Фотография была очень популярна в то время, ею занимались и профессионалы, и любители, невзирая на технологические сложности процессов светописи. Издавались журналы: «Фотограф» Пятого светописного отдела Императорского русского технического общества, «Фотографический вестник», «Фотограф-любитель», «Фотографический ежегодник», «Фотографические новости», рассказывающие о методах съёмки, обработки фотоматериалов, о теории и практике фотодела, новинках фототехники …

А вот знали ли вы, что уже в то время делались и стерео-слайды?

Стереоскоп. Начало XX века. www.stereophotography.ru
Стереоскоп. Начало XX века. www.stereophotography.ru

Да, сам держал их в руках и рассматривал через антикварное специальное бинокулярное устройство - стереоскоп. Черно-белые стеклянные диапозитивы небольшого размера (8,5 х 17,5 см – стандарт, сложившийся со временем) со снимками стереопарой. Использовались также и фотостереопары, наклеенные на картон.

Стереоскоп. Начало XX века.
Стереоскоп. Начало XX века.

В 280 году до н.э. Евклид впервые обнаружил, что восприятие глубины пространства достигается именно потому, что каждый глаз видит немного отличные картинки одного и того же объекта. Вслед за ним эти способности описал в 1584 году Леонардо да Винчи, который посвятил особенностям зрительного восприятия несколько своих произведений. Теория стереоскопического восприятия была изложена в научной форме немецким оптиком и геометром Иоганном Кеплером в произведении "Диоптрика" (1611).

Открытие стереофотографии связано с именем профессора Лондонского Королевского колледжа Чарльза Уитстона. В 1833 году Уитстон создал зеркальный стереоскоп — прибор, позволяющий видеть объёмную картинку, используя пару рисунков со смещением. В 1838 году Уитстон делает доклад о вопросах получения объёмных изображений перед Королевским обществом в Лондоне. Первые фотоснимки, сделанные стереоскопическим методом, Уитстон представил общественности в 1851 году на Всемирной выставке в Лондоне. В том же году они появились в Петербурге. Первый фотоаппарат с двумя объективами, предназначенный для создания стереопар, был создан в 1849 году шотландским учёным Дэвидом Брюстером, который, кроме того, является создателем простого стереоскопа без зеркал.

Стереофотосъемка выполняется одновременно с двух точек, как правило, камерой с двумя объективами, в результате чего получается стереопара. Расстояние между точками съемки должно быть от 10 до 20 см.

Стереоскопические снимки в России уже в 1850х годах делали в фотоателье Абади, Александровского, Пейшеса. В 1861 году приехавшие в Россию братья Шнайдеры предложили публике свои стереовиды в изящных футлярах и со специальной оптикой, которые пользовались большим спросом в западной Европе.

А в конце XIX - начале XX века стереофотография пользовалась успехом у фотографов-любителей. Обусловлено это тем, что работать со стереокамерой было проще, чем с крупноформатными аппаратами, и стоили они значительно дешевле. Конечно, качество снимков было ниже из-за их небольшого размера. Но, … зато это были «занятные штучки» и они оказались способом поиска новой фотографической выразительности. Стереосъемка позволила ввести повседневность в фотографию, перейдя от статичных изображений к движущимся объектам.

Стереофотоаппарат «Фаворит», Германия, 1910е годы. www.mirvremeni.ru
Стереофотоаппарат «Фаворит», Германия, 1910е годы. www.mirvremeni.ru

Стереоскоп стал неотъемлемым предметом интерьера городских гостиных и, выполняя функцию чистого развлечения, не выходил из моды вплоть до конца Первой мировой. Для просмотра использовались стереоскопы разной конструкции — от функционального ящичка или переносного кофра до миниатюрного комода Просмотр и создание стереофотографий стали благородными видами домашнего досуга.

Настольный стереоскоп Richard Freres. Франция, начало XX века.
Настольный стереоскоп Richard Freres. Франция, начало XX века.

Стереопросмотр обеспечить, увы, не могу.

Могу лишь предложить некоторые кадры из своего личного архива, переснятые в 1990е со стеклянных диапозитивов со стереопарами.

-7

Конечно, по качеству это снимки не Карла Буллы, а только любителя, но все же, определенное представление они дают, как артефакты, зафиксировавшие события.

-8

Место съемки возле "Медного всадника", думаю, в представлении не нуждается.

Больше таких кадров из личного архива дам завтра фотогалереей.

Всем Удачи и чудес светописи!

#история петербурга #история фотографии #стереофотография #фейк