Найти тему
Арсений Катомиров

Первые очаги цивилизации городского типа в Древнем Китае начали возникать во II тысячелетии до н.э.

  1. Первые очаги цивилизации городского типа в Древнем Китае начали возникать во II тысячелетии до н.э. на обширной территории между реками Янцзы и Хуанхэ. Здесь издавна проживали земледельческие племена, которые постепенно расселились на равнинной части современного Китая. Древнекитайская земледельческая цивилизация развивалась на самостоятельной этнической основе, почти не соприкасаясь с другими народами. Она пережила многочисленные военные нашествия, однако ее цивилизационные компоненты — политико-территориальная замкнутость и закрытость, традиционное преобладание сельскохозяйственного сектора в экономике — остались неизменными. История государственности Китая, или, как с давних времен назвали ее сами китайцы, Чжунго — Поднебесной империи, ведет свое начало со II тысячелетия до н.э. Можно выделить четыре периода в развитии страны, каждый из которых связан с правлением определенной династии: период Шан (Инь) (XVIII—XII вв. до н.э.), период Чжоу (XII—III вв. до н.э.), периоды Цинь и Хань (III в. до н.э. — III в. н.э.). 1.5.1. Особенности развития древнекитайского общества Не беспокойся о том, что у тебя нет высокого чина. Беспокойся о том, достоин ли ты того, чтобы иметь высокий чин. Не беспокойся о том, что тебя не знают. Беспокойся о том, достоин ли ты того, чтобы тебя знали. Конфуций Процесс становления государственности в Древнем Китае имел свои особенности. Если верить китайской легенде, в ХVII в. до н.э. некий Чэн Тан основал государство, которое получило название Шан (по названию господствовавшего на его территории племени). Особенности развития древнекитайского общества определялись существованием в нем в течение многих столетий двух практически неизменных социальных институтов: во-первых, традиционной крестьянской общины, которая, с одной стороны, всячески поддерживала своих членов, а с другой — жестко контролировала их мысли и поступки, во-вторых, передельно развитой бюрократической иерархии, находившей свое выражение в системе сложных социальных рангов. 112 Ãëàâà 1. Äðåâíåâîñòî÷íûå öèâèëèçàöèè На верхней ступени социальной лестницы стояла привилегированная правящая родовая аристократия, состоявшая из верховного правителя, его родственников и приближенных, местных правителей с их родственниками и приближенными, а также из глав родовых и большесемейных (клановых) объединений. Следующую ступень занимала знать покоренных племен, многие представители которой в зависимости от близости к царю обладали титулами, которые давали им право на определенные привилегии. Основную часть населения составляли свободные общинники. К самому бесправному слою населения относились рабы, находившиеся на положении скота. Существовали две категории рабов: государственные и частные, причем роль частного рабовладения становилась все более значительной. Рабами становились военнопленные, проданные за долги, обращенные в рабство за совершение некоторых преступлений, полученные в качестве дани и др. В связи с усложнением управленческих функций в чжоусском Китае формируется еще одно привилегированное сословие — чиновничество, существующее за счет рентыналога, получаемой в форме «кормления» с определенных общин, территорий. Несмотря на качественные изменения социальноэкономической жизни, процесс образования классов в Древнем Китае шел медленно. Основная эксплуатируемая масса населения не была однородной ни с классовой, ни с сословной точек зрения. В нее входили работники, лишенные полностью или в значительной мере собственности на землю и на другие средства производства, арендаторы-издольщики из свободных безземельных и малоземельных крестьян, рабы, наемные работники. Эксплуататорский социальный слой также был неоднороден. Он состоял из титулованной знати, ранжированного чиновничества и незнатных крупных землевладельцев и купцов. Различия между вышеуказанными общественными слоями находили выражение и в праве. «Благородные» противопоставлялись законом и традицией как «подлым» (бесправным рабам, крепостным, оброчным невольникам), так и «простонародью» (свободному крестьянству, ремесленникам)