Обзор на предыдущую серию здесь. Серия формально основана на рассказе «Глас рассудка», который, впрочем, пал жертвой безудержной фантазии сценариста и режиссера.
Как это было в книге: после охоты на стрыгу Геральт отлеживается в храме Мелитэле, вспоминает прошлое, беседует с Нэннеке и заглянувшим на огонек Лютиком. Идиллию прерывает визит рыцарей ордена Белой розы. Заносчивый Фальвик и любимчик князя Эреварда (на его земле находится святилище) юный Тайлес требуют, чтобы Геральт немедленно выписывался из санатория без больничного листа. Нэннеке приводит его в чувство, а в ответ на угрозы заявляет, что этот храм настолько священное место, что местные разорвут рыцарей на фрагменты, если они что-то сделают. Тайлес вызывает Геральта на дуэль, но Нэннеке его выпроваживает. Отправившись с Лютиком в соседний город, Геральт сталкивается с рыцарями вновь. Поединок заканчивается, когда Тайлес ранит сам себя — так ведьмак выполнил условия дуэли. Капитан княжеской стражи краснолюд Деннис Кранмер признает победу, а Фальвик оценивает свои шансы и решает не испытывать судьбу. Он пропадает из сюжета и больше нас не беспокоит.
Но сценарист Михал Шжебич решил сделать своего Фальвика (с блэкджеком и дриадами) — бывшего ведьмака, убийцу и шпиона, поэтому рассказ исказился как в кривом зеркале.
Итак, в сериале Геральт охотится на неопознанное чудище в болоте, получает серьезные ранения и отправляется в святилище Мелитэле. В это время граф Фальвик — по сериалу бывший ведьмак Гвидо — приезжает к князю Эреварду. Выясняется, что Фальвик к тому же еще и шпион Нильфгаарда. Но Эревард уже заключил союз с императором, поэтому его перебежчик не смущает. Он объясняет, что слухи о том, что княжна Цирилла выжила, оказались правдивыми, поэтому ее нужно найти и доставить императору прямо в руки.
Тогда же князь рассказывает дивную историю о том, что эльфы восстали против Нильфгаарда (хотя они как раз были лояльны, так как рассчитывали на независимость). И более того, эльфы, краснолюды и прочие гуманоиды будут драться за Цири заодно с цинтрийцами, потому что в ней течет их святая кровь! Да, в саге некоторые эльфы проявляли интерес к Цири, но с практическими целями.
В общем, Фальвик говорит, что святилище Мелитэле принимает беженцев из Цинтры, поэтому там и надо искать в первую очередь. Но князь предупреждает, что поисками должны заниматься «люди не из нашего района». Заодно нужно приструнить эльфов. Фальвику нужно чудовище во плоти, которое переступит через все законы. По совету Тайлеса, собрата по ордену, он обращается к нашей старой знакомой — Ренфри из Крейдена, она же Сорокопутка. Та самая княжна, спасенная Геральтом в третьей серии по воле сценариста. К тому же в последнее время Ренфри специализируется на погромах эльфов.
Между тем Геральта лечит жрица Нэннеке, а помогает ей юная Цири, хотя он в беспамятстве об этом не знает. В бреду ведьмак видит кошмары о своем детстве, Фальвика с черепом вместо лица, а маленькую Цири принимает за свою мать.
Восстанавливаясь в храме, Геральт общается с Цири, но не подозревает о том, что она княжна Цинтры, а Нэннеке просит жриц не рассказывать правду. Доброжелатель в письме предупреждает настоятельницу храма, что в святилище вскоре пожалуют непрошеные гости. Жрица Иоля, с которой Нэннеке сняла обет молчания, пророчит страшные вещи. Тем временем в святилище приходят эльфы-беженцы. Геральт выезжает в ближайший лес потренироваться, а возвращаясь видит краснолюдов во главе с Деннисом Кранмером. Тот рассказывает, что в святилище прибыли рыцари ордена «Белой розы».
Фальвик в присутствии жриц объясняет, что по воле князя Эреварда хочет обыскать храм на предмет эльфов и беженцев из Цинтры, а заметив Геральта, добавляет, что тот тоже должен покинуть святилище. Нэннеке заявляет, что это невозможно, потому что здесь царит Мелитэле, богиня мира, а сам храм — уважаемое и святое место. Жрица ведет себя невозмутимо, с королевским величием — пожалуй, Анна Дымна сыграла бы Калантэ еще убедительнее. Тайлес хамит и угрожает (тут как в оригинале), Геральт обещает оборвать ему уши. Оба рыцаря Белой розы уходят, а взволнованная Нэннеке просит ведьмака отвезти Цири в лес Брокилон — единственное место, где ее не найдет император Нильфгаарда. Так и выясняется правда.
Геральт нервничает, твердит, что ему нельзя было встречаться с ребенком-неожиданностью, мол, в свое время он нарушил священный закон, и если бы знал, кто такая Цири, то сразу бы уехал. Наш Белый Волк считает, что из-за его отказа забрать ребенка на Цинтру пало проклятие, а Калантэ погибла. Нэннеке совершенно справедливо называет его болваном и говорит, что никакие клятвы и легенды не изменили бы намерения Нильфгаарда завоевать мир.
В конце концов Геральт соглашается, но Нэннеке медлит, чтобы подготовить рекомендательные письма(?), видимо, для дриад. А вот маленькая Цири, включив свою интуицию и осмыслив информацию от Иоли, требует, чтобы они немедленно уехали. Потому что скоро случится страшное. Нэннеке слышит разговор и решительно возражает — мол, в округе свирепствуют банды. Нелогичность ее действий в этот момент раздражает больше всего.
Геральт как всегда пасует перед женщинами. Выбравшись из святилища, он обнаруживает Фальвика, Тайлеса, Кранмера и всю компанию. Те заявляют, что он обязан принять бой с Тайлесом, а чтобы уравнять шансы, он будет сражаться с завязанными глазами. Впрочем, Геральт легко с ним справляется, устроив так, что он натыкается на собственный меч (но в сериале со смертельным исходом, а в рассказе он поранил лицо).
Фальвик требует арестовать Геральта, но Кранмер и другие краснолюды свидетельствуют, что бой был честный. Ведьмак вызывает Фальвика, но тот, хоть и брызжет слюной и ядом, отказывается от поединка. Геральт напоминает ему, кто он такой и предупреждает, что святилище Мелитэле под его защитой.
На обратном пути он видит эльфов, пришпиленных к кольям, и понимает, что храм под угрозой. Один из умирающих эльфов рассказывает, что на них напала женщина. По дороге условные крестьяне имитируют панику — мол, там по соседству чудище в лесу. И опытный ведьмак попадается на эту уловку. В это время в храм приезжает Фальвик с Ренфри и ее бандой, и мы уже подозреваем, чем все закончится, хотя тут серия обрывается. Иоля напоследок твердит Цири, что она должна выжить любой ценой.
Нэннеке ведет себя противоречиво: сначала она уговаривает Геральта спасти ребенка, потом же попусту теряет время и включает «неприкосновенную особу», мол, ничего нам не сделают, хотя по ухмылкам Фальвика и Ренфри понятно, что сделают и еще как. Возможно, потому что она читала оригинал, а не сценарий. Поэтому в следующей серии ее и всех зрителей ждет мрачный сюрприз от сценариста.
Моя оценка: оригинальный рассказ приспособили под замысел сценариста, но это полбеды. Проблема в том, что из-за самодеятельности акценты в следующей серии — экранизации рассказа «Меньшее зло» уже переставлены. Ведь по замыслу Сапковского Геральт видит Ренфри впервые, и у него нет к ней никаких личных счетов. Но об этом в следующей статье.
#ведьмак #цири #ведьмак сериал #глас рассудка