В 1979 году “Нью-Йорк Таймс" назвала его "возможно, самым важным интеллектуалом, живущим сегодня”. Более 40 лет спустя Хомский в свои 93 года все еще вносит свой вклад в мир — пишет книги, дает интервью, меняет взгляды. Один из самых цитируемых ученых из ныне живущих.
Профессор лингвистики Массачусетского технологического института, автор классификации формальных языков ("иерархия Хомского") Хомский, скорее всего, самая могущественная интеллектуальная сила, которой удостоились 20 и 21 века. Ноам Хомский, полностью Аврам Ноам Хомский (родился 7 декабря 1928 года, Филадельфия , Пенсильвания, США), американский лингвист-теоретик, его теория универсальной грамматики произвела революцию в области лингвистики. Благодаря своему вкладу в лингвистику и смежные области, включая когнитивную психологию и философию разума и языка , Хомский помог инициировать и поддержать то, что стало известно как «когнитивная революция». Хомский также приобрел всемирную известность как политический диссидент за свой анализ пагубного влияния экономических элит на внутреннюю и внешнюю политику США и интеллектуальную культуру США.
Жизнь и основные идеи
Ноам Хомский родился в семье еврейских эмигрантов, выходцев из Российской империи. Его отец - Уильям Хомский - известный гебраист, преподаватель и автор ряда работ по истории иврита. Изучением этого языка с самого детства занимался и Ноам. Хомский посещал экспериментальную начальную школу, в которой его поощряли развивать свои собственные интересы и таланты посредством самостоятельного обучения. Когда ему было 10 лет, он написал редакционную статью для школьной газеты, оплакивая падение Барселоны в ходе гражданской войны в Испании и подъем фашизма в Европе.
Когда ему было 13 лет, Хомский начал самостоятельно ездить в Нью-Йорк, где он нашел книги для своей ненасытной привычки читать и установил контакт с процветающим еврейским интеллектуальным сообществом Нью-Йорка. Это общение обогатило и подтвердило убеждения, которые лежали в основе его политических взглядов на протяжении всей его жизни: что все люди способны понимать политические и экономические проблемы и принимать свои собственные решения на этой основе; что все люди нуждаются и получают удовлетворение от свободных и творческих действий и от общения с другими; и такая власть - политическая, экономическая или религиозная - которая не может выдержать строгого критерия рационального обоснования, находится вне закона. Согласно анархо-синдикализму Хомского или либертарианскому социализму, лучшая форма политической организации - это такая, при которой у всех людей есть максимальная возможность участвовать в совместной деятельности с другими и принимать участие во всех решениях проблем сообщества, которые их затрагивают.
В 1945 году, в возрасте 16 лет, Хомский поступил в Пенсильванский университет, но мало что его глубоко интересовало в процессе учебы. Через два года он подумывал об уходе из университета, чтобы жить в согласии со своими левыми политическими взглядами. В это время Хомский планировал жить в кибуце - сельскохозяйственной коммуне, характеризующейся общностью имущества и равенством в труде и потреблении в подмандатной Палестине. Однако он передумал после встречи с профессором лингвистики Зеллигом Харрисом, одним из американских основателей структурной лингвистики, чьи политические убеждения были аналогичны убеждениям Хомского. Именно он посоветовал Хомскому составить систематическую структуру какого-либо языка
По рекомендации Харриса, Хомский в университете изучает философию под патронатом выдающегося философа ХХ века Нельсона Гудмена.
Хомский получил докторскую степень в Университете Пенсильвании в 1955 году, но четыре года перед этим большинство своих исследований проводил в Гарвардском университете. В докторской диссертации он начал развивать некоторые свои основополагающие идеи, которые затем раскрыл подробнее в своей знаменитой книге «Синтаксические структуры» 1957 года.
Гудмен полагал, что разум при рождении представляет собой tabula rasa (чистый лист) и что изучение языка у детей, по сути, является условной реакцией на языковые стимулы. Напротив, Хомский считал, что основные принципы всех языков врожденно представлены в человеческом сознании, и что изучение языка ребенком состоит из бессознательного усвоения грамматики на основе этих врожденных принципов в соответствии с подсказками, извлеченными из языковой среды ребенка. В то время как Харрис считал изучение языка таксономической классификацией «данных», Хомский считал, что освоение языка ребенком происходит посредством применения формальных врожденных принципов, которые делают возможным быстрое овладение языком детьми и их обычное использование.
Подобно "врожденным идеям" великого французского философа 17 века Рена Декарта, Хомский считал что использование языка обусловлено врожденным «творческим принципом», а не обусловленным причинным.
Харрис проигнорировал работы Хомского, а Гудмен, когда понял, что Хомский не примет его бихевиоризм (предполагает, что всё поведение состоит из рефлексов, реакций на определённые стимулы в среде, а также последствий индивидуальной истории, таких как подкрепление и наказание), отвернулся от Хомского. Их реакции разделили подавляющее большинство лингвистов, философов и психологов того времени.
Работа Хомского «Синтаксические структуры» (1957) оказала огромное влияние на развитие науки о языке во всём мире; многие говорят о «хомскианской революции» в лингвистике (смене научной парадигмы в терминах Куна). Восприятие тех или иных идей созданной Хомским теории порождающей грамматики (генеративизма) ощущается даже в тех направлениях лингвистики, которые не принимают её основных положений и выступают с резкой критикой данной теории.
Труд Хомского 1959 г. "Вербальное поведение" стал рассматриваться "отцом" бихевиоризма Скиннером как окончательное опровержение бихевиористских представлений на изучение языка. Начиная с середины 1960-х годов, с публикацией « Аспектов теории синтаксиса» (1965) и "Картезианской лингвистики" (1966), подход Хомского к изучению языка и психики получил широкое признание в лингвистике. Эти работы во многом проложили путь когнитивной революции, смены основной парадигмы американской психологии с бихевиоральной на когнитивную.
Хомский отмечает, что бесконечное количество предложений, которые может строить человек, является веским основанием отвергать бихевиористкую концепцию обучения языку посредством подкрепления (закрепления) условного рефлекса. Дети младшего возраста могут складывать новые предложения, которые не были подкреплены прошлым поведенческим опытом. Понимание языка обусловлено не столько прошлым опытом поведения, сколько так называемым механизмом усвоения языка (Language Acquisition Device — LAD), являющимся внутренней структурой психики человека. Механизм усвоения языка определяет объём допустимых грамматических конструкций и помогает ребёнку осваивать новые грамматические конструкции из услышанной им речи
В 1947 году Хомский начинает встречаться с Кэрол Шац, с которой он познакомился ещё в детстве, а в 1949 году они поженились. У них было трое детей; они оставались в браке до её смерти в 2008 году.
В 1953 году они вместе с женой какое-то время жили в кибуце в Израиле. На вопрос, было ли пребывание там разочарованием, он ответил, что ему там нравилось, однако он не мог выносить идеологическую и националистическую атмосферу
В 1955 году Хомскому поступило предложение от Массачусетского технологического института (MIT), где с 1961 года он начал преподавать лингвистику.
В 1961 году Хомский был назначен профессором Массачусетского технологического института.
Со временем лингвистическая теория Хомского эволюционировала, но её фундаментальное положение, из которого, по мнению создателя, выводятся все прочие — о врождённом характере способности говорить на языке — оставалось незыблемым. Оно было впервые высказано в ранней работе Хомского «Логическая структура лингвистической теории» 1955 года, в которой он ввёл понятие трансформационной грамматики. Теория рассматривает выражения (последовательности слов), соответствующие абстрактным «поверхностным структурам», которые, в свою очередь, соответствуют ещё более абстрактным «глубинным структурам». Трансформационные правила вместе со структурными правилами и принципами описывают как создание, так и интерпретацию выражений. С помощью конечного набора грамматических правил и понятий люди могут создать неограниченное количество предложений, в том числе создавать предложения, никем ранее не высказанные. Способность таким образом структурировать наши выражения является врождённой частью генетической программы людей. Мы практически не осознаём эти структурные принципы, как не осознаём большинства других своих биологических и когнитивных особенностей.
Спасибо за внимание!
Дорогие читатели, поскольку Дзен по каким-то причинам отключил канал от монетизации, я буду Вам благодарна за посильную поддержку моего труда, который приносит мне столько удовлетворения. Спасибо за поддержку!
Все фото взяты с Яндекса в свободном доступе