Накануне в Калифорнии состоялась Ежегодная церемония вручения премии People's Choice Awards. Главная особенность этой премии в том, что её вручают по результатам зрительского голосования. И в этом году все лавры, как ни странно, взяла студия Marvel.
Не то, чтобы я – ярый фанат этой киновселенной, однако признаюсь, что мне (как и очевидно многим ещё) понравились и «Чёрная Вдова» со Скарлетт Йоханссон, и «Локи», взявший награду в номинации «Лучший сериал года». Ирония такова, что сольную историю Наташи Романофф мне удалось посмотреть только вчера вечером – и я, если честно, искренне не понимаю тех, кто во время старта премьеры всячески обхаивал этот фильм, ратуя за вездесущую повестку женской эмансипации и «рваного» сюжета.
Выводы, как говорится, делайте сами: у нас все традиционно плюются на западные блокбастеры, где, по чужим словам, «сюжета ноль и один пиф-паф» - но зато до тошноты обсуждают особенности какого-нибудь нового унылого гумно-сериала с популярных онлайн-платформ. В «злой Америке» тем временем, люди чётко проголосовали и рублём, и (хочется верить) честным голосованием за то, что им действительно близко, и в чём, опять же по мнению зрителей, есть какой-никакой – сюжетный потенциал.
Я считаю, что награду фильм взял справедливо. И не потому, что это Марвел (хотя отчасти и марка производителя в данном случае служит своеобразным «знаком качества»), а потому, что эта история, прежде всего, о человечности, родственных связях и понятии «семьи» как таковом – без привязки к генетическим составляющим персонажей. Кроме того, в фильме поднимается один очень острый и вневременной вопрос, ответом на который служат постоянные слухи, домыслы и даже теории заговора.
Самое интересное, что людям нужны, действительно нужны такие простые, и вместе с тем неоднозначные истории. Не какой-то там отполированный до блеска артхаус, как было, к примеру, с недавним «Титаном», также взявшим множество премий – но там балом «правили» именно кинокритики. А вот такое, по-хорошему, минималистское – двух-трёхкомпонентное кино, в котором основные сюжетные линии героев начинаются, раскрываются – и доводятся до своего логического конца. В итоге, зритель получает моральную определенность и ему самому становится легче от того, что он понимает – что происходит на экране и кто, собственно, все эти люди в белых комбинезонах.
Вот есть семья: две дочери и их фиктивные «мама» и «папа», служащие секретными агентами «под прикрытием». Эти мужчина и женщина три года растят девочек как родных и несмотря на то, что жизнь их фактически была постановкой – они (муж и жена) привязываются к детям. Настаёт момент, и семью разделяют – девочки попадают в «Красную комнату»: спец-академию, где из них растят жестоких и универсальных киллеров. А родители продолжают свой путь: инженера и солдата, не забывая при этом о детях ни на минуту, хоть и потеряв надежду на то, что смогут увидеть их ещё хоть раз. И именно о воссоединении семьи, пусть и такой хрупкой, почти иллюзорной – идёт речь в «Чёрной вдове».
Как видите, этот слой сюжета не так уж сложен, но зато эмоционален в самом своем ядре. И если поначалу некоторые поступки героев вызывают недоумение, то к концу картины начинаешь испытывать всё больше умиления от того, что эти люди в прямом смысле «бьются» друг за друга, хотя фактически, кроме одного долгого эпизода секретной «миссии» - их ничто не связывает. Главный антагонист фильма самим своим существованием задаёт неудобный вопрос о стандартах воспитания, и тут, конечно, всплывает актуальная повестка про «возможность выбора» и «варианты управления женщиной как видом». Но этот же персонаж – доктор Дрейков, и «вытягивает» вслед за собой второй слой сюжета – речь идёт о ежегодном исчезновении сотен детей, большую часть которых составляют девочки.
На самом деле, сколько раз мы слышали о нераскрытых преступлениях, где главную роль играли таинственные незнакомец или незнакомка? Правильно – очень и очень много. И о том, откуда берутся эти фантастически подготовленные люди, мы тоже иногда задумываемся – признайтесь? Возможно, это те, кто вот также внезапно, как это было с Наташей и Еленой, и многими другими «Вдовами» - пропал в раннем детстве, слишком далеко отойдя от дома или случайно заговорив не с тем человеком в супермаркете.
Мне кажется, «западный» успех последнего фильма Марвел из серии о классической линейке супергероев именно об этом: простое и изящное сочетание двух предельно лаконичных историй. Истории о воссоединении семьи, и истории о том, как человек, изначально поставленный в тупиковые условия саморазвития, смог не только вырваться за пределы этой системы, но и стать чем-то большим – нежели человек-фикция, чем, по сути, и являются собой все выпускницы «Красной комнаты». И такое сочетание реально работает: думаю, мы увидим нечто подобное уже совсем скоро – когда на экране в эпичном «противостоянии» сойдутся новый, уже третий по счету, Человек-Паук с Томом Холландом, и наши как бэ «семейные» Ёлки-8. Голосовать, как водится, будем рублём – и что-то мне подсказывает, отнюдь не в пользу «Ёлок».
Спасибо, что дочитали до конца! Подписывайтесь на канал, чтобы не пропустить новые поступления в «Книжной лавке Хеллы». До новых встреч! 😉📚✨