Покаяние всегда считалось одним из основных компонентов набожности. Таинством, пройти которое непременно должен настоящий христианин. И одновременно, средством облегчить душу. Конечно же, покаяние неразрывно связывали с вопросами нравственности и порядочности. Но так ли это в действительности? Что общего может быть у порядочности, по-настоящему светлой души и покаяния? Мне никогда не верилось, в то, что есть и впрямь связь между признанием своей "вины" перед лицом священника и чистой совестью.
Уж очень это все натянуто.
"Покайся!" - твердили священники человеку, который совершил по их мнению, грех.
Представим картину, привычную во времена господства церкви:
В полутемном храме, лишь слегка озаряемом тусклыми свечами стоит женщина в простой домотканой одежде.
-Тебе надо обязательно покаяться ради спасения своей души, - наставительно говорит священнослужитель.
-Но каяться мне зачем, разве столь маленький проступок, как можно участие в карнавалах назвать прегрешением? -слышится в недоумении ответ. Усталая и не до конца понимающая в чем же суть дела стоит горожанка.
Ведь карнавалы, праздничные наряды, в которых одевались на них, причудливые маски мифических существ так часто служили отдушиной в тяжелой, безрадостной повседневной жизни.
-Конечно, это перед лицом Бога грех, это недозволенно. Это дьявольские сборища, которые отводят от благочестия.
-Я всего лишь и водила хороводы на празднике, одевала шутовские маски. Было так весело и необычайно радостно. Разве в этом есть вина?
-Конечно это грех. Ты проводила время в нечестивых действиях, в то время как могла смиренно замаливать грехи. Покайся дабы заслужить божье прощение!
Атмосфера как бы подминает собой человека. Давящая, гротескная и гнетущая картина.
"Признай свою вину перед Богом и так ты искупишь свои прегрешения и заблуждения!" - раздавалось на протяжение веков в соборах и деревенских церквях.
В покаянии на человека давят, хотят его внутреннюю жизнь устроить по регламенту, навязать ему мысль о том, что он поступил неправильно, зачастую тогда, когда он так не считает или пока в этом не уверен сам.
Особенно в эпоху средневековья и безраздельного господства церковной догмы призыв к покаянию очень часто означал и призыв к безоговорочной покорности.
Церковнослужители создавали покаянные книги. Устраивались целые покаянные шествия, процессии, участники которых стремились отмолить грехи.
А почему? Очень силен в людях запуганных и невежественных был страх перед дьяволом, бесами, колдовством, грядущей неизвестностью.
И они думали, что если совершат эти шествия - Бог к ним повернется лицом, станет более милостив и смягчит свой гнев.
В некоторых случаях назначалось даже церковными иерархами «poenitentia solemnis» - публичное покаяние, которое считалось актом примирения с церковью после тяжелых грехов.
Но как церковь может определять степень нравственности человека? Решать кому каяться?
И ведь эти покаяния придумывались изначально как способ примирить человека с церковью. А почему каяться перед церковью и с участием церкви? Почему стоит примириться с организацией, которая говорит от имени Бога, а не с самим Богом? И взяла на себя роль регулятора отношений между богом и человеком?
Покаяние неизбежно связано с давлением над человеком, и принуждением над человеческой совестью. Потому что оно не всегда совершалось добровольно. Публично каяться в средние века пытались заставить людей, которые по мнению суда провинились. Очень часто в эпоху охоты на ведьм покаяние в "грехах" вырывалось во время пыток, под угрозой сожжения. Сколь же униженно, ужасно себя ощущали люди, которые, изученные, признавали себя виновными в том, чем они жили и во что верили! Сколь же больно им было после мук физических, перед страшной возможностью испытать еще большие страдания говорить то, о чем бы и не подумали в страшном сне.
Оно связано с попыткой изменить человека силой.
Навязывание вины и нивелирование достоинств
И почему же покаяние не способствует преображению человека? На первое место в нем выдвигается вина. Человек уже заранее считается виноватым перед Богом и людьми. И в чем главный недостаток такой системы? Все хорошее, что есть в человеке нивелируется. Или же задвигается на второй план. А на первый выходит лишь чувство вины, то, что человек априори несовершенен, постоянные напоминания о якобы имеющейся прирожденной греховности.
Человек может быть умный, талантливый и добрый, но, при этом стремиться быть самодостаточным и гордым. Что в принципе тоже только плюс ему.
Но вот только зачастую поборниками вечного покаяния его ум, талант, доброта - все его достоинства просто не замечаются при таком подходе. И только ставится в вину его стремление к внутренней независимости.
Чтобы идти вперед и достигать цели каким стоит стать? Уверенным. А покаяние не способствует появлению уверенного в себе, гармоничного человека. Потому что не сможет уверенным и целеустремленным быть человек, который привык жить с извечной оглядкой на то, что он сделал неправильно, со своим чувством вины.
Если даже человек стремиться к добру, но имеет свои небольшие слабости, будь то лень или слишком сильная привязанность к своей любимой вещи, он тоже не избегает призывов к покаянию за них.
Для блюстителей морали ответ однозначен: "Это слабость греховна, и за нее надо каяться".
Но разве ли это справедливый подход? Если постоянно людям говорить об их несовершенстве, может это ли поспособствовать действительно их совершенствованию?
И всякое назойливое обращение закономерно способствует неприятию его. Надоедливое морализаторство "все должны" и "бог накажет за все" не способно привести к настоящему преображению человеческой природы.
Зачем человек приходит на землю? Чтобы развиваться. И трансформировать свою душу. Поэтому и человека стоит делать лучше преобразованием его сущности и души, а не предписанием постоянно чувствовать вину.
Разве можно представить, чтобы Бог, правящий Вселенной, посылал души на нашу планету, чтобы человек лишь каялся и молил о прощении? Что он презрев все достоинства, все хорошее и созидательное, что есть вообще в человеке, повелел всю жизнь проводить в покаянии? Особенно за мелкие или незначительные поступки? Как это возможно?
Поэтому более продуктивно больше не призывать людей виниться и каяться, а наоборот раскрывать глаза на то, какой потенциал в них спрятан. Бог послал человека на Землю, чтобы он сам работал над собой? Без покаяния и догм, без исповеди и постов, а просто преображался внутренне.
А за что, собственно, каяться?
А еще не может не беспокоить основной вопрос: а в чем человеку каяться? Дело все в том, что очень нередко, "грехи", за которых призывают принести покаяние - вовсе не постыдные проступки, а вообще действия без всякого негативного смысла.
С помощью идей о покаянии церковь навязывала многие нелепые запреты.
Ведь интересно, что общего с духовностью у церковного запрета участвовать в выступлениях гистрионов, универсальных артистов - жонглеров, акробатов и певцов, которых связывали с языческими обычаями?
А ведь участие в них считалось не богоугодным поступком, за
который, соответственно, надо каяться.
И как может стать хуже человек, который просто захотел себе необычный кулон, недавно увиденный в соседнем магазине? И хочет коллекционировать подобные кулоны. Как может быть непорядочным тот, у которого возникает желание побольше развлекаться и веселиться, а не только выполнять религиозные обряды? Притом, что этот он помогает людям своими делами, просветительской деятельностью, творчеством.
По большому счету, человек не сделал ничего плохого, а его уже считают великим грешником.
Но разве правда нужно чувствовать себя виноватым абсолютно за все, даже за то, что не является сколько-нибудь сильным поступком? А только преподносится духовенство преподносит как грех?
Я совершенно не понимаю, зачем каяться за то, что человек такой, какой он есть - со своими маленькими слабостями и недостатками, со своими увлечениями, особенностями характера. То, что человек желает заявить о себе, проявить свои таланты и способности или же слишком любит окунаться в свои мечтания и иные миры - это скорее его достоинства, которые делают характер неповторимым.
Так может, покаяние специально было введено, чтобы человек чувствовал себя слабым, немощным и постоянно виновным? И находился в ощущении вечного бессилия, неспособности самому что-то изменить.
Чувство вины и греха не трансформирует человека, а только заставляет его быть угнетенным, и погружаться в эту угнетенность все больше.
Не с помощью постоянного покаяния, но внутренним преображением мы становимся способны открыть двери к своему изменению и стать выше душой.
Если статья была Вам полезной, ставьте лайк и подписывайтесь на канал!