Высокий уровень глюкозы у детей с диабетом 1 типа «вреден для мозга»
Перевод исследования
https://care.diabetesjournals.org/content/early/2021/01/28/dc20-2125
Новое лонгитюдное исследование показало, что плохо компенсированный диабет 1 типа влияет на когнитивное развитие детей раннего возраста, при этом побочные эффекты сохраняются с течением времени и тесно связаны с долгосрочной и краткосрочной гипергликемией.
«Результаты показывают, что мозг страдает от плохой компенсации сахарного диабета 1 типа, даже у маленьких детей», - пишут авторы исследования, опубликованного 10 февраля в журнале Diabetes Care.
Это исследование проводилось совместно с DirectNet, финансировалось национальными институтами здравоохранения. На данный момент это самое продолжительное исследование по теме негативного влияния плохо компенсированного сахарного диабета на развитие мозга у детей.
В частности это исследование стало одной из причин того, что американская диабетическая ассоциация снизила уровнь целевой гликемии для детей.
Влияние недостаточной компенсации сахарного диабета 1 типа на IQ.
Группа ученых DirecNet включила в исследование 144 ребенка с диабетом 1 типа, 72 ребёнка без диабета как контрольную группу. Средний возраст участников исследования 7 лет.
В начале исследования у пациентов с диабетом средняя продолжительность заболевания составляла 2,4 года.
Все участники прошли структурную МРТ и соответствующее возрасту когнитивно-поведенческое тестирование: 4 раза за 6,4 года. Участники ежеквартально сдавали анализ на гликированный гемоглобин и пользовались непрерывным мониторингом уровня глюкозы.
Сравнение данных показало, что на момент исследования у пациентов с диабетом 1 типа были более низкие полномасштабный и вербальный IQ и в 8, и в 10 и 12 лет, без значительного расширения или сужения нейрокогнитивных показателей в течение всего периода исследования.
Полученные данные, как пишут авторы исследования, показывают, что «влияние некомпенсированного сахарного диабета 1 типа на развитие мозга заметно и значительно».
Более того, в возрасте 6-12 лет были обнаружены значительно более низкие объемы по всем структурам мозга, в частности, серого и белого вещества. Различия со временем увеличивались.
«Это важное открытие, которое предполагает кумулятивное воздействие на развивающуюся центральную нервную систему», - пишут авторы
Около половины показателей мониторинга глюкозы превышали максимальное целевое значение 10 ммоль. Что особенно важно, наблюдалась весьма значимая взаимосвязь между когнитивными показателями и краткосрочными, а также долгосрочными периодами гипергликемии.
Отрицательная корреляция также наблюдалась между общим объемом и объемом серого вещества по гликемическим показателям, но особенно с показателем гликированного гемоглобина > 6%.
Подобной корреляции с гипогликемическими состояниями не обнаружено.
«Принимая во внимание, что примерно 50% значений непрерывного мониторинга глюкозы были выше 10 ммоль в среднем за 6,4 года наблюдения за детьми можно сделать вывод, что хронически повышенный уровень глюкозы в крови действительно вреден для развивающегося мозга », - пишут авторы.
Когнитивные навыки в пределах нормы, но различия вызывают беспокойство
Как ранее сообщалось Medscape Medical News, предыдущее исследование команды DirecNet связывало диабет 1 типа и плохой метаболический контроль у молодежи с более низким IQ и другими нарушениями высших психических функций, однако более долгосрочные результаты были неубедительными.
Авторы отмечают, что в текущем исследовании, дети с диабетом имели показатели IQ в пределах нормы. Но различия между группами составляли в среднем почти 4 балла IQ.
«обнаруженные изменения могут не сразу повлиять на успеваемость в школе или поведение в социуме, но неизбежно влияют на развитие мозга детей» - пишут авторы исследования
«Устойчивые объемные различия, наряду с обнаруживаемыми когнитивными нарушениями по сравнению с контрольной группой, предполагают, что влияние некомпесированного сахарного диабета 1 типа на мозг начинается на ранней стадии процесса болезни», - добавляют они.
Что касается рекомендаций для будущих исследований, один из авторов, Аллан Рейсс, доктор медицины, профессор Медицинской школы Стэнфордского университета, подчеркнул необходимость сосредоточить внимание на двух ключевых областях:
«Первый - изучить эту и другие группы людей с диабетом 1 типа в молодом возрасте, чтобы увидеть, влияют ли и как проблемы с мозгом и когнитивными функциями на долгосрочные результаты в сфере образования и профессиональной подготовки», - сказал он в заявлении для прессы.
«Вторая - посмотреть, может ли более строгий контроль уровня сахара в крови на раннем этапе остановить или даже обратить вспять мозговые и когнитивные эффекты, которые мы наблюдали в этом исследовании», - заключил он