Герой нашей статьи не был первым человеком, разработавшим самолет, и не был первым, кто расширил границы его возможностей, но он один из великих авиаконструкторов, таких как Павел Сухой, Михаил Миль, Игорь Сикорский, Сергей Королёв и Курт Танк (хочется ещё перечислить много великих фамилий, но не хочу нагружать текст), кто сыграл важную роль в покорении неба человеком.
Согласно последним экспертным оценкам, люди, такие же, как мы с вами, живут на Земле уже более 200 000 лет. Эта цифра становится еще сложнее, если учесть, что всего 200 лет назад человечество еще не имело спичек и печатных машинок. Столетие назад у нас не было антибиотиков или фильмов со звуком. Все это, наряду с бесчисленными другими достижениями, сыграло свою роль в технологической революции, которая продолжается и по сей день, подобно снежному кому, катящемуся вниз по склону и захватывающему все на своем пути.
Конечно, человечество не случайно пришло к этим невероятным достижениям, и за каждой новаторской идеей стоит мужчина или женщина, стремящиеся решить проблемы своего дня и опередить те, что появятся завтра. Нигде этот стремительный прогресс технологий, обусловленный человеком, не проявляется так ярко, как в одном из самых последних прорывов нашего вида, изменивших цивилизацию: авиации.
В 1903 году братья Райт впервые совершили полет в Китти Хок. Менее чем через тридцать лет в небо поднялся первый самолет Юнкерс Ju-49 с герметичной кабиной и размахом крыльев, превышающим длину первого полета Орвилла Райта. Всего через 30 лет после этого Юрий Гагарин совершил полет в космос.
Несомненно, бесчисленные руки, сердца и умы сыграли жизненно важную роль в нашем стремительном продвижении от парового двигателя к звездолету SpaceX от Илона Маска, но даже среди этого моря инженеров и пионеров авиации некоторые имена выделяются. Поэтому сегодня я хочу Вам рассказать о Келли Джонсоне.
Закаленный в пожаре Второй мировой войны
Кларенс Леонард "Келли" Джонсон родился в 1910 году, через семь лет после того, как братья Райт изменили мир в Китти Хок. Сын шведских иммигрантов, Джонсон выиграл свой первый конкурс на лучший проект самолета в возрасте 13 лет. К 22 годам он уже работал инженером в авиационной компании Lockheed.
В 28 лет работа Келли Джонсона в Lockheed привела его в Лондон, где готовились к отражению натиска нацистских истребителей и бомбардировщиков Люфтваффе, в ходе Битвы за Британию. Британцы не были убеждены, что такой молодой человек может создать самолет, способный переломить ход воздушной войны, но плод труда Келли Джонсона, получивший название P-38 Lightning, стал одним из самых знаковых самолетов на Западном театре военных действий во время Второй мировой войны.
В начале боевых действий в Европе многие страны-союзники все еще эксплуатировали бипланы. К концу Второй мировой войны Келли Джонсон и его команда создали для Соединенных Штатов первый в истории истребитель с реактивным двигателем - Lockheed P-80 Shooting Star. Джонсону было поручено создать самолет на базе нового турбореактивного двигателя Halford H.1B, который мог бы конкурировать с немецким Messerschmitt Me 262 Schwalbe. Всего за 143 дня Келли прошел путь от чертежной доски до поставки первых действующих P-80.
Skunk Works
Именно во время Второй мировой войны Келли Джонсон и его коллега-инженер Бен Рич впервые создали то, что впоследствии стало компанией Lockheed Skunk Works. Сегодня имя Skunk Works является синонимом одних из самых передовых самолетов, когда-либо поднимавшихся в небо, но её ранняя версия была не более чем отгороженной стеной частью завода, где Джонсон и его команда экспериментировали с новыми технологиями для P-38, разработав первый в мире истребитель со скоростью 640 км в час - XP-38.
Позже команда Келли снова добилась успеха с P-80, а также с разработкой и производством самолета C-130 Hercules, который и сегодня находится на вооружении ВВС США и ряда других стран мира. Затем, в 1955 году, они получили еще одно, казалось бы, невыполнимое задание: Соединенным Штатам нужен был самолет, который мог бы летать так высоко, чтобы его нельзя было сбить, а возможно, даже обнаружить.
Советские радары и истребители-перехватчики той эпохи были ограничены максимальным потолком до 19 км, а максимальная высота, на которую мог подняться американский самолет, составляла всего 14,5 км. А за СССР очень хотелось следить и подглядывать. ВВС США объявили конкурс на разработку самолета, который мог бы подняться на высоту 21 км с запасом топлива и дальностью полета на 2400 километров.
Компания Келли Джонсона Skunk Works предложила проект, который, по их утверждению, мог летать на высоте 22 км с дальностью полета 2550 км на базе сверхзвукового истребителя-перехватчика Lockheed XF-104 Starfighter. ВВС отклонили его проект... но он привлек внимание главных шпионов Америки - ЦРУ.
Президент США Эйзенхауэр был обеспокоен развитием нашей советской ядерной программы, и необычная конструкция самолета Джонсона с длинными тонкими крыльями и без убирающегося шасси показалась ему подходящей, несмотря на все ее недостатки. Джонсон и его команда получили контракт на разработку и строительство своего высоколетящего самолета-шпиона, и всего за восемь месяцев они создали U-2 Dragon Lady (Леди Дракон или в буквальном смысле – «Роковая Женщина»).
Для испытания нового самолета Келли Джонсону нужна была удаленная взлетно-посадочная полоса, вдали от любопытных глаз американской общественности. Он выбрал для этой работы дно высохшего озера в Неваде, и оно оказалось подходящим для испытаний секретных разработок. В конце концов, эта маленькая взлетно-посадочная полоса и прилегающие к ней ангары и офисные здания стали известны как Зона 51.
Переход на новый уровень
Возможно, U-2 и имел огромный успех, но как быстро развивалась авиация, так же быстро развивались и средства ПВО. В 1960 году советские ракеты класса "земля-воздух" наконец-то смогли достать U-2, на котором летел пилот Гэри Пауэрс. Самолет летел на высоте 21 335 метров, выше, чем, по мнению американцев, могли засечь советские радары, когда его сбила С-75 «Двина» (по классификации МО США и NATO — SA-2 Guideline). Пауэрсу пришлось спуститься до высоты 9 км, прежде чем он смог безопасно катапультироваться. Келли Джонсон и его команда в Skunk Works начали срочно разрабатывать ему замену.
Поскольку до появления спутников-шпионов оставалось еще более десяти лет, Штатам нужен был новый разведывательный самолет. Он должен был летать не только выше, чем U-2, но и быстрее - намного быстрее, чтобы даже в случае обнаружения ни одна ракета не смогла его достать.
Джонсон и его команда разработали самолет с поразительными возможностями A-12, который затем привел к созданию стратегического SR-71 Blackbird - самолета, который и по сей день сохраняет звание одного из самых быстрых самолетов в истории развития авиации США. SR-71 компании Lockheed мог развивать скорость свыше 3,2 Маха, летая на высоте 25,9 км. За все года службы SR-71 ни одна из запущенных по нему ракет не нашла свою цель.
Еще одна революция в авиации
Келли Джонсон и команда Skunk Works были одними из тех, кто находился на переднем крае развития авиастроения, но по мере того, как продолжалась холодная война, именно Джонсон и его команда осознали, как меняется концепция борьбы за воздушное пространство и со средствами ПВО.
Джонсону и его команде нужно было разработать самолет, способный преодолеть обнаружение РЛС ПВО противника. Используя максимальные мощности ЭВМ, доступные в то время, специалисты Skunk Works разработали концепт с необычными угловатыми формами, который они окрестили "безнадежным алмазом", поскольку казалось маловероятным, что самолет с такими аэродинамическими формами в принципе сможет подняться в воздух.
Несмотря на это, разработка продолжалась, и к 1976 году был создан летающий прототип. Этот самолет получил название Have Blue, и на его основе был создан первый действующий малозаметный самолет – теперь всеми известный F-117 Nighthawk (Ночной Ястреб).
F-117 сыграл свою роль во время операции "Бури в пустыне". Эта программа дала нечто большее, чем просто бомбардировки более слабого противника. Технология, разработанная для F-117, непосредственно привела к созданию современных малозаметных истребителей Америки: F-22 Raptor и F-35 Joint Strike Fighter. Последний из них, как ожидается, будет служить основой для американских ВВС и ВМС в течение ближайших десятилетий.
В общей сложности Келли Джонсон приложил руку к проектированию и разработке около 40 самолетов коммерческого и военного назначения, а его конструкторский гений отмечен бесчисленными наградами. Он искренне любил свою работу, до такой степени, что трижды отказывался от поста президента Lockheed, чтобы сохранить свою роль в Skunk Works, которую он по сути основал.
Наконец, в 1975 году Келли вышел на пенсию, но еще много лет после этого оставался старшим советником Skunk Works. Он скончался в 1990 году в возрасте 80 лет.
Благодарю Вас за внимание и до новых встреч!
Если Вам понравилась статья, делитесь, комментируйте и ставьте лайк, это помогает каналу.
Также Вы можете прочитать другие статьи канала
Почему Америка никогда не продавала F-22 Raptor иностранным государствам
Почему так трудно разработать стелс-самолет?
Ожидаются осадки...возможно падение F-35
Вы не знали об этом... три удивительных факта о "Черном дрозде"
Как НАТО планирует использовать Геркулесы в войне с Россией или Китаем. Разберемся по порядку.
Хищная птица. Потерянный бюджетный стелс.
Не забывайте подписываться на канал - так вы не пропустите выход нового материала. Также подписывайтесь на телеграмм-канал. Спасибо за то что читайте публикацию.
С Уважением.