1. В первую очередь я бы отнёс сюда банальный сюжет. Если вы снимаете насекомых, сложно быть оригинальным, но нужно стараться. Иначе нет смысла, так как в макрофотографии и так очень много бесконечно одинаковых фотографий одних и тех же насекомых. Экспериментируйте с ракурсом, светом, цветом, но не плодите банальные фотографии. Не получается – займитесь другим делом, или отложите на время, изучайте удачные работы профессионалов. Совершенно не стыдно скопировать чью-то удачную работу, стыдно бездумно копировать то, что до вас сняли сотни тысяч раз.
2. Ещё одна важная ошибка – неравномерное освещение. Технически очень сложно без специального диффузора осветить объект со всех сторон, даже такой небольшой как насекомое. Равномерность освещённости при отсутствии нескольких вспышек или вспышек на подвижных держателях, можно исправить в фоторедакторе, высветлив равномерно нижнюю часть кадра.
3. Ещё один важный момент – это геометрия кадра. Старайтесь соблюдать пропорции при съёмке, а также представлять фотографию как ансамбль геометрических фигур, упрощая объект до контуров, линий. Этому можно научиться, например, на курсах композиции в живописи или анализируя большое количество разных фотографий, но это нужно видеть до нажатия на спуск.
4. Стоит упомянуть и такую ошибку как несочетаемые цвета, сливаемость объекта с фоном и вообще цветовой дисбаланс. На эту тему написано много, есть цветовые круги различной сложности. На мой взгляд, самое основное – это контрастный фон и правило трёх цветов, когда в кадре не больше трёх основных цветов. Ими легче управлять. Можно менять цвета в фотошопе, если не получилось сделать это в природе. При съёмке насекомых, часто вы столкнётесь с тем, что в кадре уже есть зелёный цвет травки или листьев. Это нужно видеть и учитывать, иногда достаточно немного изменить ракурс и добавить в кадр, например, синего цвета неба, чтобы фотография выглядела более контрастной.
5. Включу в этот список также и плохую стабилизацию кадра. Это главный враг, особенно в макро. Старайтесь максимально стабилизировать камеру, облегчить конструкцию, использовать штатив, монопод, найти любую опору для рук. В моём арсенале есть всё для стабилизации. Ещё раз упомяну, что, если вам сложно стабилизировать камеру при съёмке, можно немного уменьшить увеличение, а потом скадрировать. При съёмке на увеличении даже микродвижения будут заметны на рельефной поверхности. Дабы избавиться от этой проблемы, стоит использовать дистанционные методы спуска затвора, например, беспроводной пульт. К сожалению, автоматические рельсы, которые созданы для решения этой проблемы или очень дорогие, или тоже выдают шевелёнку. Возможно, стоит не торопиться и делать паузу между кадрами, а также не снижать слишком длинную выдержку и использовать точный баланс света, более высокую диафрагму. Я стал считать оптимальной для себя диафрагму 6,3, но с условием того, что вспышка позволяет делать достаточно мощный импульс. Подбирать параметры под своё оборудование всё равно придётся в процессе съёмки. Анализируйте.
6. Лишнее в кадре. Не ленитесь убирать из кадра лишние элементы. Лучше сразу при съёмке, но можно и в фотошопе. Иногда смена ракурса действительно помогает исправить композицию. Но бывает, что из кадра действительно можно просто что-то убрать.
7. Напоследок – ошибка – промахивание фокуса при стекинге и образование полос в итоговом изображении.
Это происходит из-за дисбаланса между шагом макрорельс и диафрагмой. Переснимите с увеличением диафрагмы и/или шага рельс.
Напоследок хочу пожелать всем, кто решился на занятия макросъёмкой большого терпения и удачи. Это, пожалуй, основное, что пригодится. Да прибудет с Вами сила искусства.
Иван Радьков
Инстаграм
Иван Радьков: «Введение в макрофотографию». Урок #1
Иван Радьков: «Основы макрофотографии». Урок #2
Иван Радьков: «Техника съемки с помощью фокус-стекинга». Урок #3