Недавно у меня на приёме побывали мама с ребенком 3,5 лет. Ребенок ходит в детский сад уже 5 месяцев. За это время «его как подменили» (мамина фраза) – засыпать стал хуже, кушает плохо, капризничает по малейшему поводу вплоть до истерик, и уже случилось два эпизода ночного энуреза. Ничего подобного ранее не наблюдалось. Мама обратилась к воспитателям, на что те ответили, пожимая плечами: «Вот так проходит адаптация к новым условиям». Маму, разумеется, это не успокоило, иначе бы я не описывала сейчас этот случай. Мы стали разбираться в проблеме.
Тут всё очевидно – ребенок 💯испытывает стресс и уже достаточно затяжной. Также очевидно, что источник стресса – детский сад. Но что так повлияло на психику ребенка? На этот вопрос только предстояло ответить, а пока было понятно, что нахождение в этих условиях - угроза для дальнейшего эмоционального, да и физического благополучия ребенка.
☝Постоянное психоэмоциональное напряжение лишает ребенка естественного для его возраста состояния радости и может привести к развитию неврозов. А как неврозы ⚡влияют на функциональное развитие – это отдельная история.
Так вот что удалось выяснить после первых наших встреч. (Пишу сейчас, а сама думаю, что психологи сродни следователям. Так же тщательно надо опрашивать - беседовать с родителями, не упуская ни одной детали, собирать улики, сопоставлять факты и т.д.) И, действительно, психотерапия, как и расследование, помогла выяснить, что в садике царила обстановка, прямо скажем, неблагоприятная. Например, в часы занятий дети занимались за партами, как в школе. При этом им не разрешалось вставать, требовалась абсолютная тишина и беспрекословное подчинение. За нарушение дисциплины детей наказывали изоляцией в спальне или в раздевалке, припугивая тем, что будут там сидеть до вечера и останутся без прогулки. Также в садике применялись физические наказания: воспитатели таскали детей за шиворот (что подтверждали другие мамы). Ну, конечно, не обходилось и без обидных оскорблений. Хочу сразу сказать, что, конечно, этот случай один из исключений и является компрометирующим. Далеко не все воспитатели придерживаются подобных методов общения с детьми, к счастью.
Вывод. 👉Все эти факторы однозначно превысили адаптационные возможности ребенка. И так как у него не выработались еще защиты от стресса, как они вырабатываются у взрослых, психика ребенка дала вот такой ответ. Теперь малышу требуется психотерапевтическая помощь (начнем с песка и сказок) и обеспечение комфортных условий для предотвращения развития невротических реакций.
Совет родителям. ☝Прислушивайтесь к своему ребенку, присматривайтесь к его поведению. Особенно, если происходит смена жизненных обстоятельств. Я всегда говорю, что ребенок может пережить травму и не сможет рассказать, описать её только потому, что ему не хватит вербального опыта. И только потом, к сожалению, мы увидим следы и осложнения в виде психосоматики.