Как, кто и когда изобрели велосипед: история создания и эволюция
В современном мире велосипед является важной частью жизни человека. Мы используем байк во время досуга, как постоянное транспортное средство для поездок по городу, для занятий фитнесом и спортом и тому подобное.
Сложно представить, что когда-то было время, когда велосипеда не существовало. С момента изобретения двухколесной лошади он значительно усовершенствовался, но основной принцип остался неизменным — это два колеса, рама и педали.
Развенчание мифов
Официальной датой изобретения велосипеда считается 1817 год, когда немецкий профессор барон Карл Дрез создал макет «машины для бега». Но авторство чудо-машины приписывали многим другим людям. Пожалуй, самым известным из них является итальянский художник эпохи Возрождения Леонардо да Винчи. Однако научного подтверждения того, что рисунки двухколесного велосипеда с рулем и цепной передачей являются подлинными, не было.
Изобретение велосипеда
Барон Карл Дрез родился в немецком городке Карлсруэ. Он получил образование в Гейдельбергском университете, где изучал архитектуру, физику и сельское хозяйство. В 1817 году изобретатель представил миру странную конструкцию из деревянной рамы, руля и двух колес, которую назвал «машиной для бега». По сути это беговел, потому что педалей еще не было.
Первый велосипед
Очень скоро изобретение Дреза получило широкую известность в Англии. Здесь под названием "денди-хорс" его стали выпускать производители карет.
Первое значительное совершенствование "машины для бега" произошло в 1839 году, когда шотландский кузнец Киркпатрик Макмиллан приделал к нему педали и седло. Вот тогда велосипед стал практически таким, каким мы знаем его сегодня. Он приводился в движение с помощью педалей, Соединенных с задним колесом металлическими стержнями. Руль позволял поворачивать переднее колесо вправо и влево.
Первый велосипед
Но в середине XIX века новости разносились не с такой скоростью, как в нашу эпоху интернета, поэтому, когда через 22 года французу Пьеру Лалману пришло в голову оборудовать «денди-хорс» педалями, он ничего не знал о Кіркпатріка Макмиллана. Педали Лалмана нужно было не толкать, а крутить.
Первый велосипед
Эволюция велосипеда
Затем центром развития велосипедного дела стала Франция. Именно здесь в 1864 году братья Оливье запустили массовое производство «денди-Хорсов» с педалями. Вот тогда и появилось слово velocipede, которое состоит из из латинских velox (быстрый) и pes (стопа).
На некоторое время большую популярность в Европе и в Америке приобрел велосипед «пенни-фартинг». Он отличался большим передним и маленьким задним колесом. Педали размещались на передней втулке, а седло — прямо над колесом. Такая конструкция обеспечивала хороший накат, но из-за высоты сиденья и смещения вперед от центра тяжести, поездки на нем были опасными. Поэтому со временем производители вернулись к прежней конструкции велосипеда.
Пенни-фартинг
В 1867 году англичанин Каупер усовершенствовал байк, предложив конструкцию металлического колеса со спицами. А через 11 лет другой английский инженер, Лоусон, сконструировал цепную передачу. Но, чтобы получить массовое распространение, двухколесной машине не хватало чего-то еще. Ведь для многих велосипед продолжал оставаться слишком экстремальным из-за сильной тряски во время езды, не случайно его называли «костотряс». Но это прозвище утратило свою актуальность, когда в 1888 году шотландец Джон Бойд Данлоп изобрел надувные шины из каучука. Байк стал намного удобнее, что привело к увеличению его популярности.
Автомобиль против Велосипеда
В начале XX века велосипедное движение переживало не лучшие времена. Причиной стало массовое развитие автомобильной промышленности. Спрос на велосипеды упал, были закрыты крупные заводы по производству двухколесного транспорта. Из-за строительства автомобильных дорог условия для езды на велосипеде стали ухудшаться. Автовладельцев раздражали райдеры на дорогах, а полицейские приоритетным видом транспорта считали автомобиль. Так что к середине прошлого века велосипед стали считать развлечением для детей.
Понадобилось еще несколько десятилетий, чтобы человечество осознало вред, который наносят экологии автомобили. Во всем мире стали появляться организации, пропагандирующие велодвижение и здоровый образ жизни. Во многих крупных городах стали создавать комфортные условия для езды на велосипеде, и производство велосипедов стало стремительно расти.
Новейшие усовершенствования велосипеда
Сейчас десятки производителей ежедневно улучшают технологии производства велосипедов. Байк становится все легче, комфортнее и безопаснее.
Основным материалом рамы является алюминиевый сплав, что позволяет значительно уменьшить вес изделия. Но во многих профессиональных моделях используют карбон, который еще легче и прочнее алюминия.
Наиболее продвинутым типом тормозов являются дисковые гидравлические тормоза. Они обеспечивают более точное торможение и имеют большой запас прочности.
С 2014 года на смену стандартным 26-дюймовым шинам пришли покрышки 27,5 и 29 дюймов. Такие покрышки отличаются большей проходимостью и обеспечивают стремительный набор скорости.
Также в последнее время распространение получили электровелосипеды. Наличие мотора позволяет преодолевать значительные расстояния, не прилагая больших физических усилий. Это очень актуально для пожилых людей и тех, кто проводит много времени в пути.