Это прогулка по истории, которая многое расскажет о культуре. Но даже самые внимательные посетители могут упустить несколько важных деталей о людях и времени.
1. Вы шоколадный алкоголик? Поблагодари Майю.
Майя были известны невероятным культурным прогрессом, но вы, чоко-гедонисты, могли бы также заинтересоваться тем, что они представили миру какао и все его восхитительные производные. Они сделали шоколадный напиток, приправленный перцем чили, специями, ванилью и подслащенный медом .
И это было серьезным делом. Они выращивали и жарили какао-бобы для напитков и даже использовали их в качестве валюты. Как и я, майя верили, что это священный дар богов, а божественный Эк Чуах следил за урожаем. Испанцы попробовали его и привезли какао в Европу, а остальное, как они говорят, уже история.
2. Майя буквально потеряли голову в играх с мячом.
Выберите свой любимый вид спорта, и если он связан с мячом и командой, его истоки восходят к майя. По словам историка искусства Кейтлин С. Эрли из Музея искусств Метрополитен, свидетельства первой игры в мяч были обнаружены в Гватемале и датируются 1400 годом до нашей эры. площадки для игры в мяч, обнаруженные в Мезоамерике.
Игра майя (по иронии судьбы называется питц )где проигравшие теряли зарплату, контракт и голову… буквально. Подозреваю, что у тренера не было проблем с мотивацией))).
3. Майя работали «умнее, а не усерднее».
Как культура, нельзя отрицать, что майя были развиты. Они преуспели в сельском хозяйстве, иероглифическом письме, составлении календарей, математике и архитектуре. Но, учитывая все эти впечатляющие достижения, удивительно, что у них не было колеса, металлических инструментов или крупных домашних животных для перевозки грузов. Все их высокие храмы и памятники были построены, от начала до конца, с использованием каменных и деревянных орудий с использованием только силы человеческих мускулов. В некотором смысле они работали «умнее, а не усерднее». В других… не очень.
4. Майя жили в мини-королевствах, которые так и не стали империей.
В отличие от инков, чья империя распространилась на большую часть западной части Южной Америки, цивилизация майя никогда не была единой. На пике своего развития он состоял из 40 городов-государств, каждым из которых управлял местный король. И, как и большие семьи на протяжении всей истории, некоторые из этих братьев и сестер ладили, а некоторые время от времени ломали головы.
Интересно, что в своей книге « Коллапс: как общества выбирают неудачу или успех» автор Джаред Даймонд утверждает, что одной из основных причин того, что эти мини-королевства не могли распространить свои щупальца по всей земле майя, была их зависимость от кукурузы как основного продукта питания. источник и отсутствие тягловых животных. У носильщиков-людей есть ограничение на то, сколько и как далеко они могут нести тяжелый груз кукурузы, и если солдаты не могут есть, армия не может сражаться.
5. Майя записали его, а испанцы сожгли.
Как мы уже говорили ранее, еще одним нововведением майя была их система письма. Их сложный шрифт состоял из 800 различных иероглифов и идеально подходил для общения, ведения записей и книг. Так где же все это письмо и почему мы так мало знаем об их культуре?
Благодаря чрезмерному усердию испанского монаха Диего де Ланда большая часть этого сгорела в огне. Для устранения «лжи дьявола» было сожжено не менее 40 кодексов майя (складные книги, книги из коры бумаги) и 20 000 религиозных изображений майя. К счастью, четыре из оставшихся книг находятся в музеях по всему миру, а еще несколько были раскопаны на стоянках майя.
6. Хотя их города заброшены, майя живы и здоровы.
Историки не проявили доброты к испанским конкистадорам, вторгшимся в Новый Свет - и не зря. Но захватчики не сделали одного - уничтожили майя и их культуру. Фактически, многие из великих городов майя были в руинах задолго до прибытия испанцев, и почему именно они рухнули - одна из величайших загадок археологии.
Однако люди не исчезли, и 7 миллионов майя живы и здоровы на Юкатане в Мексике, а также в Белизе и Гватемале. Как и многие коренные народы Северной и Южной Америки, они пережили неоднократные циклы угнетения, но многие по-прежнему сохраняют свою культурную самобытность и, по сути, по-прежнему говорят на одном из диалектов майя в качестве основного языка.
Лучше всего это сказала Ригоберта Менчу, киче-майя и лауреат Нобелевской премии мира:
«Мы не мифы прошлого, руины в джунглях или зоопарки.
Мы люди, и мы хотим, чтобы нас уважали, а не становились жертвами нетерпимости и расизма ».