О роли личности в истории
Весной 1647 года произошло событие, повлиявшее в последствии на историю целого ряда стран: Речи Посполитой, Московского царства, Крымского ханства, Оттоманской Порты, королевства Швеция. Ротмистр войска польского Чаплинский напал на хутор Суботов, принадлежавший Хмельницкому, захватил все имущество, увёз его жену Гелену и засек до смерти малолетнего сына Хмельницкого.
Хмельницкий, как законопослушный подданый Польской короны подал жалобу в суд, который отказал в возбуждении дела, так как у Чаплинского была серьезная «крыша». Хмельницкий подал жалобу королю, на что король посоветовал решить это дело саблей. Кстати о сабле: за участие в Смоленской войне, в которой Московское царство потерпело тяжёлое поражение, Хмельницкий был награжден польским королём золотой саблей. Но воспользоваться советом короля Хмельницкий не мог, по причине наличия у его противника все той же «крыши», мало того его обвинили в заговоре и заключили в тюрьму, откуда ему помог освободиться казацкий старшина Барабаш.
У Хмельницкого родилась огромная личная обида на королевскую власть и появилось желание отомстить. Он обратился за помощью в Запорожскую Сечь, но так и не смог убедить казаков выступить против поляков. А вот турки пошли Хмельницкому на встречу, приказав своему вассалу крымскому хану поддержать Хмельницкого.
В апреле 1648 года Хмельницкий появился в Сечи не один, а с трехтысячной конницей татарского мурзы Тугай-бея. На этот раз аргументы Хмельницкого показались казакам убедительными, они избрали его своим гетманом и начали поход против поляков, который поддержал крымский хан Ислам Гирей 20-ти тысячным войском.
6 мая 1648 года под Жёлтыми Водами, а затем и в битве под Корсунем 25-26 мая 1648 года казаки и крымские татары полностью разгромили основные польские силы. В плен попали оба польских коронных гетмана - Николай Потоцкий и Мартин Калиновский. Началось массовое восстание против поляков. Ну а что творили казаки с мирным населением засвидетельствовал Натан Ганновер, издавший в Венеции в 1653 году книгу «Пучина бездонная». Ёе вы можете прочитать в части первой и части второй. Тут вам и киевский Бабий Яр 1941 года и «Волынская резня» 1943-44 годов.
«Многовекторная политика»
8 июня 1648 года гетман отправляет письмо царю Алексею Михайловичу, в котором сообщает о своих победах над поляками и просит принять в подданство:
«... а ми зо всим Войском Запорозким услужить вашой царской велможности готовисмо, до которогосмо з найнижшими услугами своими яко найпилне ся отдаемо. А меновите будет то вашому царскому величеству слишно, если ляхи знову на нас схотят наступати, в тот же час чим боржей поспешайся и з своей сторони на их наступати, а ми их за Божею помощу отсул возмем. И да исправит Бог з давних виков ознаймленное пророчество, которому ми сами себе полецевши, до милостивих нуг вашему царскому величеству, яко найуниженей, покорне отдаемо. Дат с Черкас, июня 8, 1648. Вашему царскому величеству найнизши слуги. Богдан Хмельницкий, гетман з Войском его королевской милости Запорозким».
20 мая 1648 года скончался Владислав IV, милостью Божьей король польский, великий князь литовский, русский, прусский, мазовецкий, самогитский, ливонский, а также наследный король шведов, готов, вендов, избранный великий князь московский и Хмельницкий 2 июля 1648 года, отправляет письмо будущему польскому королю (не зная кого изберут на сейме) с повинной и клянётся в верности:
Лист Гетмана Хмельницкого к Королю Польскому
«Найяснейший и низвитяжоный Королю и проч: Подданство, верность, и Козацкие наши услуги, як найсмиренный вашему маестату приносим...
...Теперь войску Запорожскому, до ног Ваших Королевских упадаючему, вину оставити просим и свидельствуем Богом, яко тое воинство всегда в верности Вашему Королевскому маестату и послушенстве будет зоставати и такое прегрешение Наше услугами наградити маем. Молим же, дабы привилегия, при целости своей, от вас, Найяснейшего Короля, войску Запорожскому не нарушима пребывала, ощо просячи, до стопу ног Вашего Королевского маестату упадаем.
Дан з замку Белоцерковского, второго дня Июля, 1648 года. Богдан Хмельницкий Старший войска Запорожского».
Это ли не доказательство того, что поднимая восстание Хмельницким двигала обида и желание отомстить лично Владиславу IV, а не желание быть заступником всех «обиженных и угнетённых».
Два письма, одно русским, другое полякам... Не напоминает ли это недавние действия руководителя соседнего государства, любителя «многовекторной политики»?
В 1649 году родился один очень занимательный документ, дающий казакам огромные преференции в торговле на Чёрном море:
В названии Договора чётко зафиксировано, кем считали турки войско Хмельницкого. Тесные контакты между турками и гетманом продолжились:
«Августейший султан Мухаммед, Гордости начальников религии Иисуса и избраннику вельмож Народа Христа, гетману казаков Богдану Хмельницкому (да закончатся добром дни его)...
...Что же касается Его Светлости, убежища доверенности и властительного по существу Крымского хана Ислам-Гирея (да продлятся его доблести)...Находитесь в дружбе с вышеупомянутым ханом, доброжелателем Нашего Счастливого Порога, и тогда несомненно будете благоденствовать в тени Нашего Царского покровительства, и сообразно этому Наш Великий Порог Вашу преданность будет считать центром счастия...
...К сему считаем нужным присовокупить, чтобы посылаемый Вам великолепный халат и драгоценную одежду Вы приняли с подобающими полными почестями, надели на себя и затем донесли и уведомили об этом, и чтобы этим самым высказали, что ухватились за край Нашего Счастливого Порога...
...Стоя твердыми ногами на почве расположения, Вы настоятельно просили о том, чтобы Вам с Нашей Высочайшей Августейшей стороны дарована была союзная грамота, такая же, как даются Нами другим христианским царям ...
Дано в первых числах месяца раби аль-ауваль 1061 года».
Решение Земского собора о принятии Войска Запорожского под власть русского царя, 1653 год
«…А о гетмане о Богдане Хмельницком и о всем Войске Запорожском бояре и думные люди приговорили, чтоб великий государь царь и великий князь Алексей Михайлович всеа Русии изволил того гетмана Богтана Хмельницкого и все Войско Запорожское з городами их и з землями принять под свою государскую высокую руку ...
...И по тому по всему приговорили: гетмана Богдана Хмельницкого и все Войско Запорожское з городами и з землями принять…».
«Список с листа белоруского письма, каков писал ко государю царю и великому князю Алексею Михайловичю всеа Руссии Богдан Хмельницкой, гетман с Войском Запорожским, с головою московских стрельцов с Артемоном Матвеевым в нынешнем во 162-м году генваря в 17-й день.
Божиею милостию великому государю царю и великому князю Алексею Михайловичю всеа Великия и Малыя Русии самодержцу (п. т.)... и иных многих государств государю и облаадателю вашему царскому величеству, Богдан Хмельницкий, гетман Войска Запорожского и все Войско Запорожское низко до лица земли челом бьют.
Богу милостивому и вашему царскому величеству велико благодарим, получивше ныне, что от веку жадали есмо, промыслом божиим и милостию неизчетною вашего царского величества: что ваше царское величество пожаловати под крепкую и высокую руку свою государскую нас, верных слуг своих, приняти изволил, мы, Богдан Хмельницкий, гетман Войска Запорожского, и все Войско Запорожское, за милость неизреченную вашему царскому величеству паки и паки до лица земли низко челом бьем...
... И просим: изволь, ваше царское величество, нас, верных слуг и подданых своих имети и от всех неприятелей боронити...просим, паки и паки просим, и себе самих в милость премногую вашего царского величества усердно вручаем.
Дан с Переясловля, дня 8-го генваря лета божияго 1654-го года. Вашему царскому величеству верные подданные и нанижайшие слуги Богдан Хмельницкий, гетман с Войском вашего царского величества Запорожским».
Прошло три месяца, а Хмельницкий присягает Крымскому хану, как до этого присягал Московскому царю и Турецкому султану:
Письмо Богдана Хмельницкого к крымскому хану от 16 апрeля 1654 года.
«Что мы писали о поновлении присяги между казаками и татарами, то это заявлялось не по моей волe, а по волe цeлого войска...Но когда мы остались увeренными в неизмeнном благорасположении вашей царской милости и в вeчной неразрывной присягe, то мы вашу царскую милость благодарим, а с своей стороны обeщаем, что навeки вeчные ничeм не нарушим нашей присяги, и послe нас будут соблюдать ее и потомки наши, которую присягу, Бога высочайшего призывая во свидeтели, мы нынe поновляем, желая оную сохранять вeчно...
...Что касается до Москвы, что мы с нею вошли в приязнь, то мы учинили так по совeту вашей царской милости, когда поляки со всeх сторон на нас привлекали врагов, отчего же и нам того же с ними не чинить; лучше же нам имeть друзей со стороны Смоленска и других городов королевских! Что же наши посланцы намекнули перед вашим царским величеством, яко бы Москва нами овладeть имeла (opanowac miota), то такая у нас в то время пошла было вeдомость, но теперь о том нeт уже никакой рeчи...Мы же вторично прося вашей милости к нам, сами себя с нашими добровольными услугами отдаемся вашей царской милости. Вашей царской милости доброжелательный слуга Богдан Хмельницкий со всeм войском запорожским».
Но Крымское ханство было не в состоянии захватить и контролировать какие-то земли, их тактикой и стратегией был стремительный набег, грабеж, захват пленников и такой же стремительный отход в Крым. В итоге Московское царство оказалось сильнее Речи Посполитой и Крыма в войне за земли Гетманщины, где всё закончилось Андрусовским перемирием в 1667 году, но ведь могло так случиться, вмешайся в дело всей своей мощью Османская Порта, что эти земли стали турецкими. Ничего удивительного в этом не было бы, что хорошо видно на примере присяги запорожцев Крымскому ханству. Но на счастье жителей Гетманщины, в Турции в это время происходила драка за султанский трон и внешняя политика, временно, отошла на второй план.
У меня сложилось впечатление, что запорожские казаки не были «защитниками веры православной» и вот почему: Археолог И.К.Свешников, проводивший раскопки под Берестечком, (где в 1651 году состоялась одноименная битва поляков с войском Хмельницкого, в которой казаки были разгромлены наголову), буквально перекопавший все поле и обнаруживший прекрасно сохранившиеся в болотистом грунте детали обуви, пуговицы, сабли, мушкеты, пороховницы, кожаные пояса с пряжками, ложки, люльки, казаны, даже кошельки с монетами, сравнивший свои результаты с находками коллег, пришел к выводу, что «на Україні з XIV до середини XVIII ст. не було звичаю носити нагрудні хрестики чи іконки. Ці предмети ніколи не були знайдені біля кістяків, ні в численних досліджених археологами похованнях згаданого періоду, ні біля козацьких кістяків на переправі під Берестечком». По двум свинцовым крестикам под Берестечком определили именно тела донских казаков.
В июне 1775 года Запорожская Сечь была ликвидирована по приказу Екатерины II, а около пяти тысяч, как бы православных казаков, ушли на службу в мусульманскую Турцию, где присягнули султану.