Прислали мне ссылку на эссе «Антропологический поворот: практическая психология образования как драйвер персонализации человека» А.Г. Асмолова [1]. Жанр: «поток сознания», как его определил сам автор.
Про персонализацию образования я слышал и раньше — от М.Н. Раковой. Она на Петербургском экономическом форуме (2021) пыталась персонализацию представить как заботу о девочках, которые, в отличие от пацанов (её термин!), затруднялись с решением текстовых задач в 5-6 классах. Марина Николаевна рассказала, как они проанализировали «бигдейту» (без англицизмов она не могла, комплексовала от недополученного образования), потом подготовили задачи про принцесс, кареты и лошадей и — о чудо расчудесное! — девочки улучшили свои показатели на 26 %. Эти фантазии я уже разбирал [2], повторяться не буду. Да и персонализации тут нет никакой.
Ведь «персонализация» происходит от слова «персона», которое Википедия толкует так: «социальную роль, которую индивид играет в соответствии с требованиями, обращёнными к нему со стороны окружающих; публичное лицо человека, воспринимаемое обществом». Неужели М.Н. Ракова своими каретами и принцессами поднимала значимость персоны каждой девочки? — Нет, конечно, это была «лапша» на уши гражданам, доверяющим симпатичным ораторам.
А вот новую попытку воспеть персонализацию человека давайте обсудим. Тем более, что певец нам до боли знаком. Это А.Г. Асмолов. Вот небольшая цитата.
«Парадокс нашего времени — это парадокс массового запроса на индивидуальность, и, что бы ни происходило, именно массовый запрос на индивидуальность определяет всплеск интереса к обсуждениям персонализации, антропологического поворота, практической психологии образования, тьюторству и другим событиям нынешнего дня». [1]
Так, так… индивидуальность. Это, согласно тому же источнику, цитирующему Асмолова: «совокупность характерных особенностей и свойств, отличающих одного индивида от другого; своеобразие психики и личности индивида; неповторимость, уникальность духовных, физиологических и личностных качеств. Индивидуальность проявляется в чертах темперамента, характера, в одежде (внешнем виде), в специфике интересов, качеств перцептивных процессов. Индивидуальность характеризуется не только неповторимыми свойствами, но и своеобразием взаимосвязей между ними».
Ну, ну… что-то слабо верится в заботу А.Г. Асмолова о развитии личности школьника. Я помню другое его высказывание: «Мы видим прекрасную, умную, всепобеждающую наглость родителей и наглость детей, которые начинают качать свои права и требовать от школы, чтобы она готовила дитя к жизни и карьере. А не лепила из него то, что нужно Великому Отцу. него то, что нужно Великому Отцу. И я, забыв о скромности, бью себя кулаком в грудь и горжусь тем, что был причастен к тому, что это произошло… Поколение, воспитанное школой, ориентированной на развитие личности, готово в случае чего поменять профессию, город и страну именно потому, что вариативное образование дает выбор вариантов жизни». [3] Воспитанием каких качеств так гордится А.Г. Асмолов?
Откуда в эссе А.Г. Асмолова взялся массовый запрос на индивидуальность? Запрос от кого? От учащихся? Их родителей? Будущих работодателей? Может быть, это запрос учёных, думающих над тем, как бы им повысить индивидуализацию наших детей и внуков? Что-то мне не верится в лозунг «Капитализм плюс индивидуализация всех учащихся!» Практика показывает, что «реформаторы» работают под другим лозунгом: «Капитализм плюс дебилизация всех учащихся!» Уж очень похоже это эссе на очередную «лапшу» на уши доверчивым гражданам!
Придётся помочь учёным разобраться с этим потоком сознания, следуя обещанию Владимира Высоцкого:
Товарищи учёные, не сумлевайтесь, милые:
Коль что у вас не ладится — ну, там, не тот аффект, —
Мы мигом к вам заявимся с лопатами и с вилами,
Денёчек покумекаем — и выправим дефект!
Вернёмся к предыдущей цитате мастера. Не будем пытаться понять, как массовый запрос (кого?) на индивидуальность определяет всплеск интереса к обсуждениям персонализации, к тьюторству. Автор и сам не сможет это объяснить, так как у него персонализация — это совсем не то, о чём вы подумали, это не индивидуализация и не развитие персональных качеств школьников. Это построение персональных маршрутов обучения на цифровой образовательной платформе Сбера, на который работала М.Н. Ракова и пока ещё работает А.Г. Асмолов. Не зря же он упомянул интерес к тьюторству! Простите, чей интерес? — Учащихся, их родителей, учителей? Интерес к чему? — К замене профессионально обученных учителей на малоподготовленных помощников учащихся по связи с «уважаемым компьютером»? Интерес к уничтожению профессии учителя? И вы в это поверили?
Не верю! Уж очень это всё расходится с откровениями другого «реформатора» нашего образования И. Фрумина: «Нам пора забыть о гармонично развитой личности. Мне учитель говорил: если у тебя мышление сформировалось на одном уроке, можешь на другие не ходить… Не надо париться, что необходимо все предметы подправить — и в школе, и в вузе. Если у нас будет для каждого человека хотя бы одна возможность сформировать и ключевые компетенции, и "активную самостоятельность" — это уже хорошо в наших условиях». [4] Тут, как вы видите, заботой об индивидуальности учащихся и не пахнет. Спасибо за откровенность, товарищ учёный.
Итак, оба наши радетеля за персонализацию обучения темнят, не говорят о той персонализации, которую строят, оба они работают на одну контору, пытающуюся осуществить мечту известных «прорицателей» будущего П. Лукши и Д. Пескова. Они нам предрекли появление первых «людеардеров». Цитирую откровение из первоначального варианта их бессмертного труда.
«Если рынок прямых инвестиций в таланты получит развитие, мы ожидаем к началу 2020-х появление первых «людеардеров» — владельцев инвестиционных портфелей, собранных из талантов, с совокупной стоимостью (по ожидаемому доходу) более миллиарда долларов — примерно так, как в свое время состоялись первые миллиардные состояния на рынках кредитов, облигаций, деривативов и прямых венчурных инвестиций. Появление «людеардеров» окончательно легитимизирует рынок прямых инвестиций в таланты с точки зрения массовых инвесторов». [5, с. 91]
А в самом начале доклада они написали: «Какие секторы нового рынка образования будут наиболее перспективными, и какие типы новых бизнес-проектов могут оказаться наиболее востребованными? Образование — это «нераспакованная» отрасль на многие миллиарды долларов, и первые, кто в неё пойдет, получают шанс захватить этот огромный рынок». [5, с. 12]
Есть более откровенный кадр презентации упомянутых авторов про индивидуализацию обучения. Как раз по нашей теме.
Как вам «охота за потенциалом», то есть за талантами, в обучение которых можно вложить деньги, чтобы потом вернуть их с хорошим «наваром»? Как вам «узаконенное рабство»? Рабство кого, простите? — Наших детей и внуков? Откровеннее не скажешь.
А где эти «людердеры» возьмут информацию о тех, в кого можно вложиться? Как где? — У владельцев цифровой образовательной платформы с персональными данными, которую строит Г. Греф. Не зря же он так много рассказывал об ужасах экзаменов, отмене школьных отметок и прелестях портфолио.
А антропологический поворот и практическая психология — это дымовая завеса от мастера мистификаций. Единожды рассказавший про преадаптацию, кто ж тебе поверит? Как? Вы не знаете про этот замечательный рассказ А.Г. Асмолова на канале его друга А. Адамского? Тут я долго колебался, надо ли напоминать этот пассаж известного толкователя терминов. Даже если отдельные читатели посчитают, что я поступаю некрасиво, я приведу мою собственноручную запись с этого видео. Вы должны знать истинное лицо героя битвы за персонализацию человека.
Александр Григорьевич Асмолов читает тихим вкрадчивым голосом: «Мороз. Вы где-то замучены. И вдруг происходит — о отчаяние! О чём даже неловко говорить… Вы не выдержали, не успели сбросить шубу, брюки и… оказались в некрасивом положении, когда вы что-то сделали, в буквальном смысле, в свои брюки.
Вначале кажется, что даже на морозе лучше. Вначале возникает ощущение тепла, но потом приходит мороз, и становится удивительно больно, мерзко и неприятно. Вот так работают вертикальные модели управления в нашей стране…»
Теперь решайте, как относиться к прогнозам г. А.Г. Асмолова про персонализацию человека, вызванную массовым спросом на индивидуальность. Другой академик РАО и РАН А.Л. Семёнов — сторонник перехода к обучению в ЦОС — договорился даже до экономии государства на бетонных коробках школьных зданий. Правда, он ничего не сказал об «экономии» родителей учащихся на прислуге, которая, пока они на работе, будет у них дома присматривать за детьми во время обучения на цифровой образовательной платформе. Да на репетиторах, которые растолкуют их детям премудрости того, что объяснил «уважаемый компьютер».
Чудны дела твои, господи! Растолкуй же, пожалуйста, «персонализаторам» образования, что их рассказы про чьи-то массовые запросы на уход от открытых данных в школьных аттестатах и в результатах экзаменов в непонятно кем и как собираемую и используемую информацию о будущих «рабах XXI века», про непонятный интерес к персонализации человека шиты белыми нитками! А по-другому они не умеют…
Используемые источники
2. Поговорили о будущем образования. Нагнали тревоги | Наблюдатель | Яндекс Дзен (yandex.ru)
3. Асмолов А. Г. Исповедь духовного террориста. Журнал Огонёк. 2000. № 1, с. 12–14.
5. Будущее образования: глобальная повестка. Doklad_block_russ.pdf
#политика образования #А.г.асмолов #П.О.лукша #д.н.песков