«Днепр»-одиночка родился в не лучшее для всей нашей мотопромышленности время. Развал СССР привёл и к резкому обнищанию населения (цены выросли в 7-8 раз, а зарплаты - всего на 20%) и к разрыву связей между предприятиями, одномоментно оказавшимися в разных государствах.
Но это было и время надежд - увы, скоро рухнувших. Казалось, что избавление от диктата «верхов» позволит оперативно внедрять технические новшества, потребность в которых давно назрела.
Киевские конструкторы ещё в 80-е годы начали работать над кардинальной модернизацией своего 650-кубового оппозита. Нарекания вызывала и малая жёсткость коленвала, и ненадёжная работа системы смазки: центрифуга хорошо очищала масло лишь на высоких оборотах, но на таких оборотах из-за влияния центробежных сил ухудшалась подача масла к задним подшипникам. Для перспективного мотоцикла с коляской под обозначением КМЗ-8.156 было разработано семейство моторов со сборным стальным коленвалом с осевой фиксацией, полностью обновлённой системой смазки с «жигулёвским» фильтром автомобильного типа и общим для всего семейства ходом поршня 71 мм.
Диаметр цилиндров подбирался в соответствии с размерами поршневых колец, выпускавшихся советской промышленностью, - 72, 76, 78 и 82 мм, что давало рабочие объёмы от 578 до 749 смз, Из всего комплекса мер удалось внедрить в 1995 году лишь новую систему смазки; мотоцикл-одиночка с обновлённым мотором получил индекс КМЗ-8.157-02.
В 1995 году в Киеве была создана опытная модель «Днiпро 157-05». Помимо двигателя 15601 конструкторы применили на этой машине однодисковое сцепление с диафрагменной пружиной, пятиступенчатую коробку передач, дисковый тормоз переднего колеса и многие другие новшества. Увы, осилить такой комплекс завод уже не смог. Новинкой 1996 года стал «молодёжный чоппер» - модель 8.157-022 с новыми глушителями и такими приметами американского стиля, как высокий руль и спинка пассажирского сиденья. Технически эта модификация полностью повторяла базовый 8.157-02.
В конце 1990-х годов киевские конструкторы разработали новую платформу для мотоцикла-одиночки: 700-кубовый 42-сильный двигатель 15601 сочетался с электрозапуском, пятиступенчатой коробкой передач, новой рамой с растянутой до 1530 мм базой, передним дисковым тормозом. Киевская компания «Аэрола» изготовила для этой машины обвес: большой обтекатель с высоким ветровым стеклом, багажные кофры. «Цивильная» туристическая модификация получила индекс 157-23, а оснащённая спецсигналами версия для патрульной службы - 155. В 2000 году завод передал ГАИ Киева четыре мотоцикла модификации 155 и 22 мотоцикла упрощённого варианта 155-01 - с серийным 650-кубовым двигателем мощностью 36 л. с.
В поисках новых партнёров конструкторы Киевского мотозавода вышли на ижевчан. В 2003 году в Ижевске состоялось совещание по совместному развитию мототехники, на котором были разработаны три этапа технического сотрудничества. На первом предусматривалось использование на киевских мотоциклах комплектующих из Ижевска: бензобака, седла, руля, передней вилки и переднего колеса с дисковым тормозом. На втором этапе партнёры хотели совместно разработать мотоцикл типа «чоппер» с новой пятиступенчатой коробкой передач и новым задним редуктором, предусматривающим установку заднего колеса шириной 180 мм. Третий же этап предполагал разработку целого модельного ряда мотоциклов с моторами рабочим объёмом до 1000 см3
К сожалению, единственным плодом этого сотрудничества стал показанный в 2006 году на выставке «Барвыста Украина» прототип мотоцикла «Скрэмблер» с форсированным до 42 л. с. 650-кубовым двигателем и рядом ижевских комплектующих. И хотя на выставке представители завода похвастались, что получили 20 заказов на этот
В 1994 году Киевский мотозавод передал мотоцикл КМ3-8.157-01 «Днiпро» для испытаний в журнал «Мото»
«В общем, впечатление от мотоцикла довольно благоприятное. Конечно,это не спортбайк - но вполне пристойная машина для любителей иметь под рукой лишний пяток «лошадей». Посадку на мотоцикле следовало бы признать очень удобной, за исключением расположения ног: цилиндры и карбюраторы оставляют не так много свободного места. На ходу мотоцикл исключительно хорош. Буквально с первых метров возникает ощущение доверия к его возможностям - доверия, которое мотоцикл пока оправдывает. Двигатель, обладающий солидным запасом мощности, позволяет чувствовать себя на дороге королём - особенно на первой сотне метров после старта со светофора. Переключение передач очень чёткое и лёгкое, несмотря на то, что оно сблокировано с выжимом сцепления.А вот передаточное отношение главной передачи явно завышено. На практике это приводит к тому, что первая передача оказывается излишней: с лёгкостью можно стартовать и со второй. Более того: при резком разгоне как на первой, так и на второй передаче заднее колесо срывается в пробуксовку. Вот что не выдерживает совершенно никакой критики - это тормоза. Передний двухкулачковый тормоз практически не поддаётся регулировке и может использоваться лишь для пла-а-авного замедления». Напомню, что это было написано в 1994 году, когда мы только-только начали знакомиться с современной зарубежной мототехникой.» Журнал «МОТО» №9 1994 год.
ОБ АЛЬТЕРНАТИВЕ
Самый интересный и многообещающий из всех созданных в Киеве прототипов - «Днiпро 158-02», известный также под неофициальным прозвищем «Динамит». А в основе этого проекта - спортивный 1000-кубовй двигатель с четырёхклапанными головками цилиндров, выдававший на стенде 71,5 л. с. при 6000 Об/мин. При этом мотор уложился в габариты и массу стандартных 650-кубовых агрегатов. Дебют двигателя состоялся в 1981 году на лично-командном чемпионате Украины по мотокроссу на мотоциклах с коляской, экипаж А. Голубцов - А. Нищенец занял первое место в командном зачёте и четвёртое - в личном. А в 1983 году они завоевали серебряную медаль на чемпионате СССР.
Спустя несколько лет, в 1989 году, началась разработка мотоцикла класса «эндуро» с этим мотором. Авторов проекта явно вдохновлял бестселлер марки ВМW - модель R100GS. Двигатель мощностью 70 л. с. был сблокирован с пятиступенчатой коробкой передач и установлен в новую дуплексную раму с трубами увеличенного диаметра. Ход передней вилки составлял 200 мм, задней подвески с моноамортизатором - 205 мм, переднее колесо снабжено дисковым тормозом. По задумке конструкторов, пару этому турэндуро должен был составить и дорожный мотоцикл «Днiпро 158», а также его упрощённый вариант «Днiпро 158-01». Увы, эти версии остались на бумаге, а действующий мотоцикл «Днiпро 158-02» был построен в 1992 году в единственном экземпляре.
О СРАВНЕНИИ
Конечно, сравнивать КМ3-8.157-01 «Днепр» с иностранными аналогами не просто. Хотя он и дебютировал на рынке в 1991 году, фактически это мотоцикл другой эпохи и совершенно другого технического уровня. Но на рынке ему предстояло конкурировать без скидок на происхождение - хотя в страны СНГ в первой половине 90-х годов импортировали по большей части не новую технику, а секонд-хэнд из Японии. Но историческая объективность требует сравнить киевскую «одиночку» с одноклассниками того времени.