Малая родина – это не только знакомые до боли тропинки, заповедные места, это прежде всего люди, живущие с тобой рядом и ставшие частью твоей жизни. Это дяди Вани, дедушки Фролы, Коли, бабы Мани, Клавы, тёти Люды, Тани. Это какой-то особый сорт людей, на котором держится наше село. Они его история. Их с каждым годом становится меньше и меньше. И рвётся какая-то невидимая нить, связующая нас. Память. Пока ещё есть живые, пока ещё есть те, кто не забыл об ушедших, надо расспросить и записать. Чтобы помнили! Чтобы детям своим рассказать, чтобы запомнили. Чтобы не потерять Россию.
Ваземиллер Ангольд Самуилович родился в страшный 1937 год в Поволжье. Его семья, как все русские немцы, была сослана в Сибирь. Оказались в Большемуртинском районе Красноярского края. Началась совсем иная жизнь. Долгое время находились под комендатурой. После смерти Сталина комендатуру сняли, жить стало полегче. В 1956 году семья переехала в Российский совхоз. По состоянию здоровья Ангольда в армию не взяли, пошёл работать. Пас телят, пилил дрова. В 1960 году при Большемуртинской МТС закончил курсы трактористов и пошёл работать механизатором.
Ангольд Самуилович с улыбкой вспоминал своего первого стального коня, он назывался «Универсал». «Сиденье, как на сегодняшних покосных граблях, железные колёса со шпорами». На нём он косил сено для совхоза. С этого железного коня он пересел на более совершенного ДТ-54. Весной пахал, сеял, летом возил траву, закладывал силосные ямы. Работали с 4 часов утра до 12 часов вечера: уходил - дети ещё спали, приходил - уже спали. Не обходилось без поломок, тут же в поле ремонтировались и дальше работать. Осенью переходил на комбайн. Вот тут-то и начиналась битва за урожай. Часто на поле приезжал профорг и подхлёстывал, дразнил: «Этот-то столько намолотил, а другой столько-то! А ты!» Захваченный духом соревнования, работал, как одержимый. Один за другим отправлялись бункеры с зерном в кузов ЗИЛа. Прямо на поле председатель сельского Совета вручал вымпел «Лучшему комбайнеру» и жатва продолжалась, продолжалось соревнование.
В 1969 году Ваземиллера как победителя соцсоревнования с земляками Николаевым В. и Лисицыным С. отправили в Москву на ВДНХ. Первая встреча с Москвой. Пять суток навсегда остались в памяти. Ленинские горы, Мавзолей, Красная площадь, Оружейная палата, Царь-пушка, ЦУМ, метро – всё это большое, новое, красивое было впервые. Эта красота – награда за труд. Увиденное тогда и сегодня вызывает восхищение. Но ещё здесь на выставке Ангольд Самуилович впервые увидел машину - заправщик (они-то заправляли своих коней ведром) и доярку, управляющуюся со стадом из ста голов.
В 1970 году награждён медалью «За доблестный труд» в ознаменование 100-летия со дня рождения В.И. Ленина. В 1976 году стал победителем в уборке зерновых и награждён «Орденом Трудовой Славы». Наш герой - скромный человек.
Ангольд Самуилович работу свою любил, о наградах не думал. Работа объединяла всю страну, весь народ. «Трудно было, но интересно. Жили и работали с песнями», - говорит Ангольд Самуилович. В 1976 году освоил новую технику «Кировец», на которой до 1997 года пахал землю. На вопрос: «Какая из машин нравилась больше?» «Кировец, - с улыбкой отвечал он, - сильный, быстрый, комфортный». В 1989 году 25 мая Ваземиллеру Ангольду Самуиловичу была вручена медаль «Ветеран труда».
Мария Акимовна Северина родилась в 1925 году в деревне Воронцовка за Омском. Родителей раскулачили. Отца посадили за то, что не пошёл в колхоз, а мать сослали в Татский район. Перед ссылкой мать раздала детей. Пятерых родственники взяли, а Марию ещё раньше в город - к крёстной. Когда стало известно, что будут раскулачивать, крёстная привезла повидаться, проститься. Девочку от матери не смогли оттащить. Маше тогда было пять лет. В итоге она оказалась в бараке в селе Ермаковское. Рядом глубокая речка и кордон. Выдали паёк 200 грамм хлеба на человека. По ночам мать косила, а утром копны клали. двадцать пять копён. Освободился отец, стало полегче, переехали в посёлок Большереченский. Родителям вслед кричали: «Враги народа». Маша не могла понять, что же родители наделали. После окончания 8 класса пошла работать, чтобы получить паёк.
В Большемуртинский район Красноярского края отца сослали на вольное поселение. Шли 50-е годы. Здесь Мария повстречала будущего мужа. Иван отбывал ссылку 10 лет за то, что когда был у тётки на Украине, сказал, работаете-работаете, а отдыхать когда. 58 статья. Ему было семнадцать лет. Сидел год в тюрьме до совершеннолетия, потом судили. И тоже комендатура, отмечались каждый месяц, даже ночью могли вызвать.
Между собой супруги жили дружно, душа в душу. На второй день дали работу. Мария работала бухгалтером, муж - пахал на быках. Потом Ивана назначили бригадиром, потом управляющим. Работали от Москвы, выполняли планы, давали прибыль. До 1965 года снабжали Север арбузами, яблоками, ягодами, овощами. Солили арбузы в соломе белой пшеницы, варили варенье и заливали в бочки по пятьдесят килограмм, солили капусту в чанах по двадцать тонн, шинковали на машине, помидоры и огурцы солили тоже в бочках. Подходили баржи, бочки катали, ящики носили, а в августе отправляли на Север. Столько было, не знали, куда девать. На помощь приезжали отовсюду. В 70-е годы произошли изменения, садить стали меньше, баржи не приставали. Но жизнь продолжалась. Было трудно, но жили, работали, растили детей.
Татьяна Михайловна Лескова родилась в исторический 1917-й год, когда прозвучал лозунг: «Фабрики – рабочим, земля – крестьянам». Семья была большая, детей только двенадцать. Время трудное и голодное, помощи ждать не от кого, и Таня, имея отроду восемь лет, пошла в няньки. Вскоре их объявили кулаками и с родной читинской земли сослали в село Предивное Большемуртинского района Красноярского края.
Большая семья, надо выживать. Татьяна с детства усвоила простую житейскую мудрость, чтобы выжить – надо много работать. Находясь под комендатурой, ходили отмечаться в совхоз «Красногорский» в село Российка. Вскоре туда и перебрались. В 28 января 1939 года в трудовой книжке появилась запись «Принять разнорабочей». У Татьяны было пять классов образования, но это не помешало из простой свинарки стать бригадиром – зоотехником. Её трудовой стаж составил 42 года. Вся жизнь – это работа. Свою единственную дочь она родила в 37 лет. Дочь Людмила вспоминает: «Мама была самый лучший человек, исключительной честности. Я её мало видела. Она уходила рано, приходила поздно. Я у неё была на 8 месте, потому что на 1, ... 7-м был свинарник. Они работали до упаду, хлестались из последних сил. Мамино воспитание заключалось в одной фразе «Никогда ничего не бери чужого». Этот наказ я усвоила навсегда. По ночам мама делала отчёты, и однажды, заглянув в накладные, я задала ей вопрос: «Почему свинарки получают больше тебя?» Она ответила: «Так надо».
Татьяна Михайловна пришла на свинарник в пятнадцать лет в качестве подсобного рабочего, зарекомендовала себя добросовестным, ответственным человеком, затем была переведена в основные свинарки. Вскоре ей предложили курсы бригадиров. Требовательная к себе, она была требовательной к своим подчинённым, не могла мириться с разгильдяйством. За свои положительные качества в 1955 году избрана депутатом Российского сельского Совета, а также заседателем Народного суда. Всё успевала и везде. А на работе удивляла привесами, приростами, сохранностью поголовья.
За свой добросовестный труд отмечена высокими трудовыми наградами. В 1946 году Татьяна Михайловна награждена орденом «Знак Почёта» и медалью «За доблестный труд в годы ВОВ». За высокие показатели в работе дважды в 1955 и в 1958 годах удостоена поездкой в Москву на ВДНХ, где ей были вручены Малая серебряная медаль и Большая серебряная медаль за успехи в социалистическом сельском хозяйстве, а также награждена ценным подарком – швейной машинкой. В 1970 году – медалью «За доблестный труд». Но самая большая награда, которой отмечен труд женщины-крестьянки – орден Ленина (1974).