Найти тему
Бета ПРО

Последняя миля: разбираемся в терминах логистов

Оглавление

Добрались до завершающего этапа логистической цепочки - «последняя миля». Качество его организации имеет значение для интернет-магазина, покупателя и сервисной компании. Мы решили подхватить эту тему и сделать ее разбор:

  • Что такое «последняя миля»;
  • Кто участники процесса;
  • Какие форматы предлагает рынок.

1.«Последняя миля»: определение


«Последняя миля» - это
доставка заказов до конечного покупателя.

Клиент делает заказ в интернет-магазине или на маркетплейсе и хочет быстро, без задержек, получить товары в полном объеме и удобном месте. Эти задачи решаются на «последней миле», за которую отвечают
службы доставки.

Интернет-магазины по-разному выбирают способы доставки для покупателей: пункты выдачи заказов (ПВЗ), постаматы, курьеры, Почта России. Например, в сегменте Fashion востребованы ПВЗ и курьерская доставка, потому что покупатель не уверен на 100% в своем решении. Он заказывает минимум 2 позиции, примеряет и сравнивает их. Поэтому при подборе способов ориентируйтесь на категорию и характеристики товаров, запросы аудитории, тарифы транспортных служб.

2.«Последняя миля»: рынок


Нагрузка на службы доставки регулярно увеличивается, для компаний это положительная динамика.
По оценке Data Insight за первый квартал 2021 года доставлено 290 миллионов посылок. В аналогичном периоде 2020 года этот показатель ниже на 56%.

Значительная доля рынка отведена собственным службам интернет-магазинов. Лидируют в этом списке маркетплейсы Wildberries и Ozon.

Вместе с ростом e-commerce покупатели становятся требовательнее. Если раньше время ожидания заказов из Москвы и Санкт-Петербурга - это 1-2 дня, то сегодня сформировался спрос на
срочную доставку день в день.

3.«Последняя миля»: участники


В логистической цепочке есть 2 стороны - клиент и интернет-магазин. Они обмениваются ценностями. Для покупателя - это товар, который закроет потребность, для продавца - деньги. Ускоряют и улучшают качество товародвижения складская и транспортная логистика.

Итак, покупатель делает заказ в интернет-магазине или маркетплейсе. Товары для комплектации могут размещаться:
в дарксторе, на складе интернет-магазина, маркетплейса или фулфилмент-оператора.

  • Даркстор (Dark Store) - помещение, которое используется как магазин-склад для сборки интернет-заказов. Отличает даркстор от других форматов - местоположение. Их разворачивают в локальных точках, чтобы выполнить срочную доставку по близлежащей территории.
  • Дарксторы регулярно подсортировываются со складов, распределительных центров. Особую популярность формат приобрел в сегменте продуктов питания.

Поскольку дарксторы расположены близко к покупателю, то курьеры доставляют заказы до двери.

Если товары хранятся
на складах маркетплейсов, то заказы отправляются через их собственные службы. У Ozon - своя доставка, у СберМегаМаркета - своя и т.д. С распределительных центров маркетплейсов отправления идут в ПВЗ, постаматы или передаются курьерам для доставки до двери. Кроме того, доставка с маркетплейса возможна через Почту России. Например, так работает AliExpress Россия.

Через фулфилмент-оператора схема аналогична. На примере Бета ПРО посмотрим, как фулфилмент-оператор отгружает заказы. Если продавец работает по модели FBO, то Бета ПРО соберет необходимый товар и подсортирует склад маркетплейса. Тогда «последняя миля» будет на стороне площадки. Аналогичная ситуация - с FBS. Фулфилмент-оператор отвезет отправления до распределительных центров или мобильных хабов маркетплейсов. Маркетплейсы своими силами выполнят задачи «последней мили».

Иная история с
заказами интернет-магазинов и отправлениями DBS на маркетплейсах. Фулфилмент-оператор передает их службам, которые доставят:

  • До пунктов самовывоза: ПВЗ, постаматы;
  • Курьерами;
  • Почтой России;
  • В оффлайн-магазины.

Альтернативное место хранения и сборки заказов - это склад магазина. Он способен работать по всем каналам через собственные или партнерские службы. Продавцу понадобится складское оборудование, ПО для обработки интернет-заказов, а также интеграции и Договора со сторонними службами. На этом фоне четко видны преимущества фулфилмент-оператора, поскольку продавец делает только одну интеграцию и заключает единый Договор с разными службами доставки.

«Последняя миля»: заключение


Исходя из материала, видим: транспортные компании научились работать по вариативным форматам. Они отправляют заказы в ПВЗ, размещают посылки в постаматах и доставляют курьерами до двери и в магазины.

Рост электронной торговли будет менять подходы в функционировании «последней мили». Сегмент продуктов питания с выходом в e-com подтверждает это. В настоящее время службы доставки сосредоточены на укреплении IT, логистической инфраструктуры и введении дополнительных услуг.

Источник: Блог фулфилмент-оператора Бета ПРО

#интернет-магазин #фулфилмент #электронная торговля #ecommerce #служба доставки #последняя миля #маркетплейс