У меня есть ученик - первоклассник коррекционной школы. Прекрасный юноша с синдромом Дауна, все понимающий, но неговорящий, а раз все понимает - значит к освоению адаптированной школьной программы готов! Ездить далеко, инклюзия-инклюзией, но будем честными - таких детей не особо ждут в ближайшей школе за окном. Устает, истерит, но работает. Учится читать, считать и писать. Читать он учится давно, с самого раннего возраста, поэтому этот вид деятельности для него не новость, считать - при помощи нумикона и прочей наглядности тоже получается неплохо, да и писать - я бы сказала, виртуозно.
Потому что у меня тоже есть первоклассник, и мне есть с чем сравнить. До того, как я увидела тетради моего ученика коррекционной школы, я рвала на себе волосы и завывала - ну куда! Ну зачем так быстро! 4 прописи за полгода! Почему не за год, а?! Ничего, коррекционная школа переплюнула норму. Там вообще нет прописей. Сразу - тетрадь в узкую линейку - вперёд! И вот эти пухлые ручки с короткими пальцами - вперёд. А куда деваться. Партия сказала - надо. Не умещаемся в строчку, не до конца сформирован образ первой буквы - но мы гоним, нас ждёт следующая! И в норме гоним, и в коррекции...
Все мы видели тетради первоклассников пятидесятых годов с каллиграфическим почерком. Учились писать дети пятидесятых уж точно не за полгода. В современном мире каллиграфия вынесена за скобки - ну как-то же пишет. Главное быстро. И у меня тогда вопрос - а куда гоним?
Вальдорфскую программу обучения часто называют отсталой - ну что это такое, в самом деле, сначала пишут мелками, потом карандашами, потом пером (Боже, какой архаизм), и потом, лишь в третьем, если я не путаю, классе - переходят на шариковую ручку. При этом такое заторможенное усвоение письма никак не мешает, например, осваивать с первого класса сразу два языка, и сразу все четыре арифметических действия. Объем знаний, который необходимо за 10 лет впихнуть в детскую голову во всех программах един. Но вот последовательность разная, и приоритеты.
А нужно ли вообще письмо?! Вот конкретно этому ребенку с синдромом Дауна? А ребенку с ДЦП? А с дисграфией - ну не может он писать грамотно, даже под дулом пистолета! Может пусть печатают уже? С автопроверкой грамотности.
Можно и так. Очень часто очень со многими категориями детей навык письма осваивается с огромным трудом, или не осваивается вообще. Таким детям, возможно, действительно лучше вместо традиционного письма ручкой воздействовать современные технические средства, благо сейчас не пятидесятые годы, и в школу вполне реально взять и планшет. Ригидна система, сопротивляется - но можно.
Пока что же, как в анекдоте про крестик и трусы получается. Вроде красивое письмо в современном мире не так уж и важно - значит давайте освоим его как-нибудь, по-быстрому! Вот только это так не работает. Не осваивается оно по быстрому. Рыдают малыши над прописями, не умещаясь в строку, не успевая запомнить одну букву, а уже навесили новых четыре. Мамы, уже набившие шишки со старшими детьми судорожно скупают прописи за пару лет до школы младшего, чтоб облегчить ему жизнь - и, пожалуй, в сложившийся ситуации это единственный разумный выход, даже несмотря на то, что у пятилетки ещё физиологически не готова рука, и хорошо бы эти пару лет предоставить ему после семи, а не в пять. Но у мам сейчас нет выхода, если ребенок идёт в обычную школу, а не в вальдорф.
Почему так происходит - я понять не в состоянии. А тетради коррекционных школ добили меня окончательно. Уж если там мы гоним письмо - шансов на какие-то изменения в массовых школах точно нет. По мне же, вполне можно освоение этого навыка растянуть года на два, именно потому, что это - навык! Замедление освоения письма никак не может повлиять на усвоение знаний по школьной программе! Ребенок вполне может параллельно учиться читать, скорость обучения чтению в современной программе вполне адекватна. Может получать знания об окружающем мире, учить математику. А писать - медленно и спокойно, учась делать это красиво, а не только быстро и в ужасе.
Это если мы считаем, что письмо в принципе нужно. Или планшеты уже всем, чтоб не мучились? Все лучше этого странного половинного решения. Как думаете?