Найти тему
Мел

Не только «Мама мыла раму»: захватывающая история букваря — от средних веков до наших дней

Оглавление

Первая книга любого школьника — букварь. И так было всегда. С него начинается обучение чтению, а нередко и письму. Мы проследили историю печатных букварей в России с начала печатного дела, а благодаря букинисту Екатерине Кухте нашли и удивительные редкие экземпляры.

Кирилл и Мефодий создают азбуку. Миниатюра Радзивилловской летописи
Кирилл и Мефодий создают азбуку. Миниатюра Радзивилловской летописи

Оригинальный текст читайте на сайте mel.fm

Буквари во все времена были не только средством для обучения письму и чтению. Каждый букварь отражал культуру и конъюнктуру того или иного времени. Рассматривая иллюстрации и изучая тексты, можно было судить о том, какие ценности хотели привить взрослые детям в каждый исторический момент.

Букварь Ивана Федорова

Обучение чтению существовало и до появления печатного слова, однако рукописные буквари, увы, до наших дней не дошли. Во время раскопок находят можжевеловые таблички с изображением алфавита, учебные тетради на бересте мальчика Онфима, но буквари так пока и не найдены.

Первый букварь, с которого мы можем отсчитывать историю этого главного помощника в овладении чтением, был напечатан «москвитянином» Иваном Федоровым кириллицей в 1574 году во Львове. Всего 40 листов или 80 страниц, на каждой по 15 строк.

Уцелел лишь один экземпляр этой редкой книги, и хранится он в библиотеке Гарвардского университета (США). Причем заглавие и титульный лист у книги отсутствуют. И точно неизвестно, была ли это азбука или все-таки букварь.

Букварь Ивана Федорова
Букварь Ивана Федорова

В любом случае это первое печатное учебное пособие. В его основе — буквослагательный метод, когда сначала заучивались буквы славянского алфавита и двух-, трехбуквенных слогов; 2-3 года зазубривания — и только после ученик был способен начинать читать. В букваре Федорова не было картинок, только орнаментальные заставки с цветами, шишками, листьями и маковыми бутонами.

Пару лет спустя свой «Букварь языка славенска» напечатал Василий Бурцов — и именно он стал образцом для большинства букварей на целое столетие. А в 1679-м году вышел букварь в 160 листов за авторством Симеона Полоцкого. Здесь, помимо алфавита, слогов и текстов для чтения были приведены правила стихосложения и общие сведения из синтаксиса.

Букварь с картинками

Первый букварь с картинками появился в 1694-м году в Москве. Его автор — педагог, поэт и переводчик Карион Истомин, а все гравюры выполнены гравером Оружейной палаты Леонтием Буниным. Это первый букварь, в котором не было религиозных текстов. В предисловии к рукописной версии букваря 1692-го года, предназначенной для царевича Алексея Петровича (сына Петра I), Карион Истомин дерзнул написать, что букварь нужен не только для обучения чтению божественных текстов, но и «гражданских обычаев и дел правных, и тыя писати».

В предисловии автор учебника пишет: «Да что видит, сие и назовет». И действительно, страницы букваря украшены изображениями животных, растений, построек, людей, сценами из жизни. Есть на страницах и «звездозаконник» — астроном со зрительной трубой и «историограф», который держит в руках чернильницу и книгу.

Примечательно и то, что «Лицевой букварь» предназначался не только отрокам, но и отроковицам

Все стихи в букваре были написаны его автором — Карионом Истоминым. Чуть позже он издаст еще один букварь, но всего в 20-ти экземплярах и тоже для внутридворцового использования.

В XVIII веке буквари печатались отдельно для разных сословий. Так, в 1719 году вышла книга, известная практически каждому — «Юности честное зерцало, или Показания к житеискому обхождению». В ней были собраны сочинения разных авторов, были здесь и «изображения древних и новых писмен славенских печатных и рукописных», нравоучения от Священного писания, число церковное и арифметическое. Эта книга примечательна еще и тем, что она первая была напечатана «новоизобретенными русскими литерами» — так называемым гражданским шрифтом. В ней же цифры впервые появились в виде привычных нам арабских цифр.

А в 1720-м году был издан самый популярный букварь XVIII века — «Первое учение отрокам» Феофана Прокоповича. Его неоднократно переиздавали огромными тиражами. Помимо обучения чтению букварь предлагал тексты, требующие глубокого осмысления.

В 1781-м году в Санкт-Петербурге при Императорской академии наук вышла «Российская азбука для обучения юношества чтению», написанная самой императрицей Екатериной II и напечатанная для общественных школ по высочайшему повелению. Азбука вышла анонимно, но всем было известно, кто ее автор.

“Российская азбука для обучения юношества чтению” Екатерины II
“Российская азбука для обучения юношества чтению” Екатерины II

В 1785-м году после создания народных училищ напечатали и первый «Российский букварь для обучения юношества чтению», изданный при учреждении народных училищ в Российской империи. Его автором стал приглашенный педагог серб Ф. И. Янкович де Мириево. Он же стал директором петербургского Главного народного училища. Правда, букварь не очень любили за воспитание верноподданичества: «Услуживай кому только можешь и угождай всем добрым людям».

Букварь Ф.И. Янковича де Мириево
Букварь Ф.И. Янковича де Мириево

Дворянам — красоту, крестьянам — простоту

XIX век — время эстетики, красоты, изысканных иллюстраций. Практически каждый год в это время выходят красочные азбуки, некоторые из них с подзаголовком «Подарок детям», «Подарок для добрых детей». Но все они предназначены для домашнего обучения в дворянско-помещичьих семьях.

А для народа в 1846-м году Департамент народного просвещения выпускает «Русский букварь для обучения чтению», 28 страниц, 12 на 19 см, без иллюстраций, отпечатанный на плохой бумаге, тексты учат покорности и благонамеренности. Он на долгие годы стал основным пособием для начального обучения.

Спустя 20 лет, в 1864-м году, выходит «Родное слово для детей младшего возраста» Константина Дмитриевича Ушинского — первый букварь, в котором учитывались и педагогические принципы.

«Родное слово» стало самым авторитетным и популярным среди учебных пособий, оно выдержало 147 переизданий

Метод Ушинского предполагал, что ученик овладевает чтением через письмо, то есть учится читать им же самим написанные слова. В букваре было много сказок, загадок, народных песен, пословиц и поговорок. А многие тексты, который Ушинский написал для «Родного слова», и по сей день используются в учебниках для начальных классов.

Ушинский совершил переворот в преподавании и не зря считается основателем «нового, разумного и гуманного направления в обучении родному языку», как писал Д. И. Тихомиров.

В 1865 году появляется «Самоучитель для начинающих обучаться грамоте» Ивана Александровича Худякова, но его тут же запрещают, поскольку тексты букваря были направлены на борьбу с монархическими и религиозными устоями.

В 1874-м году выходит букварь для совместного обучения чтению и письму для народных школ, который составил педагог Дмитрий Тихомиров вместе с женой Еленой. Он выдержал 161 издание. Четкая структура, наличие методического руководства для учителя (отдельной книжкой), живые тексты — рассказы и стихи писателей XIX века — сделали букварь Тихомировых самым популярным учебным пособием конца XIX века. По этому букварю учили даже в солдатских школах.

В чем разница между Азбукой и Букварем?

Толковый словарь Ожегова говорит нам, что Букварь — это «Книжка для первоначального обучения грамоте». А Азбука — это «Совокупность букв, принятых в данной письменности, располагаемых в установленном порядке, буквенный алфавит».

По сути, если говорить именно о Букваре и Азбуке, как о печатных книгах, то Азбука — это просто наглядное пособие с изображением букв алфавита, а Букварь — учебное пособие, содержащее в себе не только Азбуку, но и материалы для обучения чтению.

В 1875 году Лев Толстой на основе своей «Азбуки» (1872 г.) создает «Новую азбуку».

Это небольшой по объему букварь и четыре книги для чтения к нему. «Новая азбука» выдержала 30 изданий — при этом она долгие годы не допускалась в массовые школы, а рассказы, написанные для нее Толстым («Птичка», «Филипок», «Три медведя»), и сейчас входят в список обязательного детского чтения.

В 1898-м году выходит «Русский букварь для обучения письму и чтению русскому и церковнославянскому» Василия Порфирьевича Вахтерова. В этом букваре уже есть и приготовительные письменные упражнения и прописи, и упражнения для самостоятельной работы. Главной задачей учебного пособия Вахтеров считал выработать у детей четкие орфографические навыки. Здесь собраны тексты из букварей Ушинского, азбуки Водовозова и Л. Н. Толстого. Букварь Вахтерова переиздавался и после введения новой орфографии! И выдержал больше 130 изданий.

-11

​В начале XX века выходили буквари, созданные кружками учителей для народных школ, буквари, предлагавшие учиться читать целыми предложениями («Букварек» А. Зачиняев, 1910 год), пособия по самообучению чтению.

Новая орфография и ликвидация безграмотности

10 октября 1918 года в России была введена новая орфография. Реформа значительно упростила письмо. Новая орфография была проще, а школа впервые — от начальной до высшей — стала доступна для всех трудящихся. Из алфавита исключались буквы «ять», «фита», «и десятеричное», вместо них отныне должны были употребляться соответственно «Е», «Ф», «И». Таким образом, потребовались и новые буквари.

И сразу же в 1918 году выходит «Первый год обучения в народной школе». Сюда входит и «Новый наглядный букварь». Составлено пособие кружком преподавателей под редакцией Ивана Сахарова.​

“Первый год обучения в народной школе”
“Первый год обучения в народной школе”

В 1919 году выходит «Военный букварь» для бойцов Красной армии. Здесь впервые появляются слова «красноармеец», «комиссариат», «коммуна», «коммунизм».​

-13

В 20-е годы XX века выходили буквари, ориентированные в первую очередь на взрослое население. Цель — обучить грамоте всех и вся. Появляются буквари с разной азбукой, буквари, обучающие читать целыми словами, отдельно выпускают буквари для взрослых и буквари для детей.

Так, в 1924-м году выходит «Пионер. Детский букварь» И. Сверчкова. Его основная задача — «идейная объединенность всего материала, который помогает ребенку осознать окружающую его общественно-трудовую жизнь в рамках улицы, завода, школы, рабочей семьи и современных детских организаций».

“Пионер. Детский букварь” И. Сверчкова
“Пионер. Детский букварь” И. Сверчкова

А в 1926-м выпускают букварь для подростков, живущих в деревне: «Пора на работу. Букварь и первая книга для обучения грамоте подростков».

Появляется много территориальных букварей, книг по обучению чтению отдельно в сельских и отдельно в городских школах «Вперед за колхоз» (1930-й год), «Детям октября» (1930-й год). В каждой республике СССР выпускается свой букварь, призванный ассимилировать окраины и насадить идейные ценности государства.

В 30-е годы каждое издание любого букваря проходит множество тщательных проверок. Все тексты в них жестко цензурированные и выхолощенные.

В 1937-м году в череде букварей обучающих чтению целыми словами появляется букварь Н. М. Головина, который возвращается к звуковому методу обучения чтению. И этот букварь издается вплоть до 1945-го года.

В годы Великой Отечественной войны издаются буквари для оккупированных территорий, их подготовка была особо трудной, нужно было быть очень аккуратными с текстами и словами. Многие буквари по окончании войны и оккупации были уничтожены. Так, существовал даже букварь, изданный на Украине в 1943 году, где есть страница, посвященная Гитлеру, а в выходных данных значится ул. Адольфа Гитлера.

-16

​Стабильные буквари

После войны одним из главных букварей становится букварь С. П. Редозубова, изданный впервые в 1943 году. Он переиздавался на протяжении 9 лет, вплоть до 1952-го года. Редозубов поставил себе задачу максимально упростить обучение грамоте. Он также предложил свой порядок изучения звуков и их буквенных изображений. Примечательно, что изначально букварь Редозубова был с черно-белыми иллюстрациями, поскольку это было дешевле, однако можно встретить и буквари с цветными страницами внутри, под точно такой же обложкой. Для чего и для кого они были напечатаны, к сожалению, неизвестно. И на основе же букваря Редозубова Академией педагогических наук был подготовлен стабильный букварь, изданный в 1953-м году.

Букварь С.П. Редозубова
Букварь С.П. Редозубова

А букварь, подготовленный учительницей А. И. Воскресенской, и вовсе выдержал 20 изданий (последнее вышло в 1963-м году). Она также предложила свою последовательность изучения звуков и букв и шла методом от простого к сложному.

В тот же период, в 1961-м году, выходит и экспериментальный букварь Д. Б. Эльконина

Интересно и то, что в период культа Сталина в букварях появляются портреты вождя, так же как это было в период культа Ленина. А в 1953-м году, сразу после смерти Сталина, портрет генсека стали изымать — на его место поместили страничку с елкой.

В 1965-м году вышел новый красочный букварь. Над его созданием трудились виднейшие педагоги-методисты, учителя, сотрудники Академии педагогических наук, писатели и художники. В оформлении и составлении содержания букваря участвовали Сергей Михалков и Владимир Серов.​

Букварь 1965 года
Букварь 1965 года

​В 1971-м году выходит следующий знаковый букварь — Всеслава Горецкого. Этот букварь регулярно переиздавался целых 30 лет! Изучение букв и звуков в нем шло не в алфавитном порядке, а в порядке частоты использования, от «А” и «О” к «Ь” и «Ъ”, а сам материал подавался в виде игры, где проводниками в мир букв и чтения детям служили любимые персонажи из сказок — Буратино, Незнайка, Мурзилка. Именно этот букварь служил первой книгой для школьников, даже когда СССР уже распался. И даже сейчас не так давно вышло новое издание этого букваря, уже согласно новым ФГОС.

Буквари нового времени

За последние 30 лет было издано не так много букварей. Среди самых значимых — букварь Бунеевых, вышедший впервые в 2001 году. И с ним до сих пор дети идут в школу. Он разработан с учетом ФГОС и входит в образовательную программу Школа 2100.

-19

​Сейчас большинство букварей выходят в рамках УМК (учебно-методических комплектов), то есть сразу вместе с прописями и другими дидактическими материалами.

Также можно отметить букварь Н. В. Нечаевой (1997-й год), разработанный под руководством Л. В. Занкова, и букварь Т. М. Андриановой (2003 год).

Каждый год появляются новые буквари. Так, многие родители уже знакомы с «Букварем» и первой книгой после букваря Л. Е. Журовой, «Занимательным Букварем» Т. С. Резниченко. Однако эти издания не используются в школах, они предназначены для обучения чтению детей в дошкольный период.

История букварей продолжается, и возможно, в скором времени мы увидим еще множество интересных изданий, адаптированных под современные реалии жизни.