Найти тему
Киносноб

Рецензия на фильм – Спенсер: Тайна принцессы Дианы

Кристен Стюарт блистает в спекулятивном погружении в сознание принцессы Дианы, которое больше всего напоминает фильм ужасов.

Кадр из кинофильма "Спенсер: Тайна принцессы Дианы"
Кадр из кинофильма "Спенсер: Тайна принцессы Дианы"

Спенсер — это фильм ужасов. Нет, правда. Не идите на него, ожидая увидеть "Корону", "Королеву", "Аббатство Даунтон" или что-то в этом роде, потому что больше всего он похож на малозаметный психологический ужастик; леденящую, тревожную историю о паранойе и эмоциональном распаде, в центре которой - великолепная, лучшая в карьере, оскароносная игра Кристен Стюарт в роли принцессы Дианы.

Надпись в начале фильма гласит: "Басня из настоящей трагедии". Таким образом, сценарий Стивена Найта сразу представляет собой умозрительное погружение в сознание Дианы и ее ухудшающееся психическое здоровье во время, несомненно, напряженного Рождества 1991 года, незадолго до того, как принц Чарльз и принцесса Диана объявили о своем расставании.

Кадр из кинофильма "Спенсер: Тайна принцессы Дианы"
Кадр из кинофильма "Спенсер: Тайна принцессы Дианы"

Фильм открывается с прибытия еды в Сандрингем под военным эскортом. Этот любопытный образ создает ощущение, что еда является оружием, что связано с борьбой Дианы с булимией. Пышно приготовленная еда выглядит аппетитно, но для Дианы это минное поле. Для Дианы Рождество в Сандрингеме — это тщательно спланированное, тщательно организованное испытание, в котором ей приходится терпеть постоянные страдания, связанные, прежде всего, с оплакиванием ее обреченного брака, а также с демонами прошлого и настоящего. Как она зловеще замечает, в королевской семье все это одно и то же, и будущего нет.

Режиссер Пабло Ларраин, чей предыдущий фильм "Джеки" представляет собой столь же сильное изображение клаустрофобии горя, намеренно вызывает в памяти классические фильмы ужасов. Прибытие в Сандрингем напомнило мне "Сияние", а многочисленные кадры Дианы, вышагивающей по коридорам, напоминают блуждающую камеру Кубрика в отеле "Оверлук". Диана комментирует количество пыли и то, что некоторые из них могут быть клетками кожи королевы Виктории. Гарри (Фредди Спрай) и Уильям (Джек Нилен) жалуются ей на то, как здесь холодно. В огромных, роскошно обставленных комнатах царит ощущение жути, удушья и замкнутости. Это место описывается как место, где все слышат все, даже ваши сокровенные мысли. Это могло бы быть местом действия классической готической истории о призраках. Мрачная атмосферная операторская работа Клер Матон и меланхоличная партитура Джонни Гринвуда усиливают общий эффект фильма ужасов. Здесь даже есть пара прыжков.

Кадр из кинофильма "Спенсер: Тайна принцессы Дианы"
Кадр из кинофильма "Спенсер: Тайна принцессы Дианы"

Значительное напряжение создает то, как поздно Диана приходит на прием пищи, в перерывах между приступами булимии и членовредительства. В одном из эпизодов она сидит за напряженным ужином под пристальным вниманием членов семьи. Жемчуг на ее шее - подарок мужа, который подарил такой же набор Камилле - напоминает петлю. Она судорожно дергает жемчуг, как будто ее душат, а затем фантазии и реальность начинают расплываться среди призрачных видений Анны Болейн (которая появляется на протяжении всего фильма в ключевые моменты).

Готическая атмосфера усиливается моментами в стиле Ребекки, когда персонал, кажется, одурманивает Диану слухами о том, что люди говорят о ней. Отмечается, что она одевается, когда ее шторы открыты, поэтому они зашиты для ее же блага, якобы для защиты от фотографов. Это усиливает ощущение того, что Диана попала в ловушку, и способствует ее ночным блужданиям, когда она пытается проникнуть в соседский дом, который теперь заколочен досками. Нет нужды говорить, что воспоминания детства и призраки возвращаются, чтобы преследовать ее.

Кадр из кинофильма "Спенсер: Тайна принцессы Дианы"
Кадр из кинофильма "Спенсер: Тайна принцессы Дианы"

Здесь я должен вернуться к центральной роли Кристен Стюарт. В роли Дианы она в точности передает манеры, акцент, неловкость, уязвимость и загадочность личности, которая уже стала легендарной фигурой в истории британской королевской семьи. Стюарт настолько хороша, что мне почти стыдно за то, что я так плохо отозвался о ее ролях в этих убогих "Сумерках" и столь же безвкусной "Белоснежке и охотнике". С тех пор Стюарт впечатляет меня все больше и больше в таких фильмах, как "Персональный покупатель" и "Все еще Элис". Этот фильм подтверждает ее статус исполнительницы, с которой стоит считаться, и я с уверенностью предсказываю ей номинацию на премию "Оскар". Возможно, даже победу (пока рано говорить об этом, поскольку мне еще предстоит увидеть несколько основных потенциальных претендентов, включая выступление Леди Гаги в предстоящем фильме "Дом Гуччи").

Помимо Стюарт, есть еще пара прекрасных ролей второго плана. Тимоти Сполл тревожно зловещ в роли майора Алистера Грегори, офицера, чье бдительное наблюдение за Дианой подпитывает ее паранойю. Салли Хокинс тепло и человечно играет другую сотрудницу по имени Мэгги, которая стала доверенным лицом Дианы. Шон Харрис также появляется в роли главного королевского повара Даррена МакГрейди. Для справки: последний - реальный человек, Мэгги основана на реальном человеке (хотя ее истинная личность неизвестна), а майор Алистер Грегори - вымышленный персонаж.

Кадр из кинофильма "Спенсер: Тайна принцессы Дианы"
Кадр из кинофильма "Спенсер: Тайна принцессы Дианы"

За исключением Уильяма и Гарри, остальные члены королевской семьи мудро держатся на заднем плане, как однородное архаичное присутствие, витающее где-то между угрозой и навязчивым беспокойством, как и подобает душевному состоянию Дианы. Однако у королевы (Стелла Гонет) есть ключевой момент, когда она сообщает Диане, что они - валюта, не более того. Кроме того, Чарльз (Джек Фартинг) повторяет Диане, что у них должно быть "два лица" - настоящее и для камер. Кстати, о камерах. Одна из сцен, где Диану атакуют фотографы возле церкви, вызывает глубокую тревогу, поскольку она снята почти как нападение и как явный предвестник ее окончательной трагической гибели.

Есть несколько мелких недочетов (одна метафора, касающаяся фазанов, кажется несколько натянутой), но в целом это превосходное произведение - не как историческая драма, а как мифотворческий психологический ужас. Исходя из этого, я настоятельно рекомендую "Спенсер" как один из лучших фильмов года, с одним из лучших центральных спектаклей.

#кино #кино на реальных событиях #фильм на вечер #рецензия на фильм #обзор фильма #кристен стюарт #драма