Найти тему
Герои и битвы

"Адская пляска": прием монголо-татар, сотни лет приносивший им победу

Когда им приходится сражаться на открытой равнине, а враги находятся от них на расстоянии полета стрелы, то они вступают в бой не в строю, а изгибают войско и носятся по кругу, чтобы тем вернее и удобнее стрелять во врагу. Среди таким образом (по кругу) наступающих и отступающих соблюдается удивительный порядок. Правда, для этого у них есть опытные в сих делах вожатые, за которыми они следуют, но если эти вожатые или падут от вражеских стрел, или вдруг от страха ошибутся в соблюдении строя, то всем войском овладевает такое замешательство, что они не в состоянии более вернуться к порядку и стрелять во врага. Такой способ боя из-за сходства называют «пляской» (Сигизмунд Гербенштейн.Записки о Московии).

Описанный в начале XVI века Гербенштейном татарский прием, позволявший на поле боя непрерывно засыпать противника стрелами, за счет "раскручивания" кольца, составленного из кавалеристов-лучников, известен кочевникам очень давно, возможно с самого начала их письменной истории. В отечественных исследованиях он пулучил название "хоровод" или "карусель".

По мнению известного историка оружиеведа Л. Боброва, смертельная "пляска" раскручивалась не далее, чем 50 метров от противника, чтобы эффективны были даже самые слабые луки кочевников. Посылаемый с этой дистанции град стрел, делал уязвимыми доспехи и подавлял противника психологически, заставляя его разрывать строй и бежать, как это было в битве монголов против венгерской армии у реки Шайо в 1241 г.

Рисинок Л.А. Боброва
Рисинок Л.А. Боброва

"Хоровод" мог не только раскручиваться перед построением противника, но и охватывать его замыкая в кольцо. Фома Сплитский писал: «И вот ... многочисленное татарское полчище, словно в хороводе, окружило весь лагерь венгров ... натянув луки, стали со всех сторон пускать стрелы ... венгры, видя, что они отовсюду окружены вражескими отрядами, лишились рассудка и благоразумия и уже совершенно не понимали, ни как развернуть свои порядки, ни как поднять всех на сражение, но ... метались по кругу, как овцы в загоне, ищущие спасения от волчьих зубов. Враги же, рассеявшись повсюду, не переставали метать копья и стрелы. Несчастная толпа венгров ... не представляла, что делать ... Они не защищались оружием от ливня стрел и копий, но, подставив спины, сплошь валились под этим ударами, как обычно падают жолуди с сотрясаемого дуба". Он же отмечал: "пущенные прямо в цель смертоносные татарские стрелыразили наверняка. И не было такого панциря, щита или шлема, который не был бы пробит ударом татарской руки"

Тактика "хоровода" требовала железной дисциплины, т.к кружиться предстояло в зоне поражения лучников и арбалетчиков противника. В тоже время она позволяла на каждую полученную стрелу, отправлять в ответ несколько своих, при том, что силы воинов сохранялись. Однако при всех своих плюсах татарские "пляски" могли разворачиваться только на ровном, открытым пространстве. Кроме того, построение рассыпалось при гибели "вожаков", координирующих движение и было уязвимо для быстрой контратаки кавалерии.

Источник: Бобров Л.А. Тактический прием "хоровод" конных лучников в военном искусстве кочевников Великой Степи XIII-XVI вв.

Читайте: Могла ли конница взять стрелецкий гуляй-город