Найти в Дзене
Совсем другая история

Самая невыгодная сделка в истории: как олигарх купил себе римский трон на аукционе и поплатился за это

Под конец жизни посидеть ещё и на троне римских императоров... А что? Это должно было стать замечательной вишенкой на торте блестящей политической карьеры Дидия Юлиана. Тем более что отдавали этот самый трон по весьма сходной цене. Рим образца 193 года н.э. иначе как сумасшедшим домом и не назовёшь - трон Вечного города в эти 12 месяцев менял своего "хозяина" аж пять раз. Об этом периоде так и говорят - "год пяти императоров". Почему так произошло - совсем другая история, а сегодня поговорим про второго императора из пяти - Марка Дидия Юлиана, которого по праву можно назвать самым неудачливым аукционером в истории. Предшественник Юлиана, император Публий Гельвий Пертинакс, так хотел казаться добрым и мудрым правителем, что очень быстро доигрался - всего за 87 дней от воцарения до принудительной "отставки". Он резко сократил расходы на содержание двора, пересмотрел цензовые списки аристократов - чем, естественно, сильно их разозлил. Сэкономленные деньги император начал раздавать простым

Под конец жизни посидеть ещё и на троне римских императоров... А что? Это должно было стать замечательной вишенкой на торте блестящей политической карьеры Дидия Юлиана. Тем более что отдавали этот самый трон по весьма сходной цене.

Рим образца 193 года н.э. иначе как сумасшедшим домом и не назовёшь - трон Вечного города в эти 12 месяцев менял своего "хозяина" аж пять раз. Об этом периоде так и говорят - "год пяти императоров". Почему так произошло - совсем другая история, а сегодня поговорим про второго императора из пяти - Марка Дидия Юлиана, которого по праву можно назвать самым неудачливым аукционером в истории.

Предшественник Юлиана, император Публий Гельвий Пертинакс, так хотел казаться добрым и мудрым правителем, что очень быстро доигрался - всего за 87 дней от воцарения до принудительной "отставки". Он резко сократил расходы на содержание двора, пересмотрел цензовые списки аристократов - чем, естественно, сильно их разозлил. Сэкономленные деньги император начал раздавать простым римским горожанам, отменил для них часть пошлин, попытался начать политику "землю - крестьянам"...

"Золотой ты человек, Юрий Бенедиктович. Все о народе думаешь", -

подумала знать и решила, что с этим пора заканчивать. Быстренько организовался мятеж, и 28 марта гвардейцы-преторианцы демонстративно пронесли голову Пертинакса по улицам Рима.

А дальше произошло интересное.

Император Пертинакс
Император Пертинакс

Преторианцы, воодушевлённые успешным "мероприятием", уверовали в своё всемогущество... И объявили аукцион на императорский трон.

Править Вечным городом будет тот, кто предложит за него хорошую цену.

И гвардия ему в этом с удовольствием поможет.

Казалось бы, возможных претендентов должно было насторожить подобное предложение от людей, которые буквально только что "свергли" другого правителя. Но нет -

Тут же отыскалась парочка толстосумов, жадных до власти.

Один из них, Тит Флавий Сульпициан, приходился тестем покойному императору Пертинаксу. Ещё не погребённый зять (тут же, поблизости) ни в малейшей степени его не смущал. Сульпициан предложил преторианцам баснословные деньги - по 20 000 сестерциев на нос. В тот период гвардейцу пришлось бы работать около 5 лет (и ничего не тратить), чтобы получить подобную сумму.

Но щедрую ставку тут же перебил Марк Дидий Юлиан - он посулил каждому из 10-тысячного корпуса преторианцев "благодарность" в размере 25 000 сестерциев.

Марк Дидий Юлиан
Марк Дидий Юлиан

Юлиан к этому моменту был далеко не юн - ему шёл седьмой десяток, а за плечами у него была долгая и весьма успешная политическая карьера. Он успел побывать наместником нескольких провинций и много раз проявлял себя как грамотный полководец. Потом он отошёл от дел и наслаждался сытой и спокойной жизнью богатого и уважаемого "пенсионера".

Известие об "аукционе" на трон застало Юлиана за ужином. Члены семьи и сотрапезники тут же стали подзуживать:

"Нужно хватать власть, которая валяется под ногами! Когда ещё представится возможность купить трон императора за деньги?".

И Юлиан, на свою беду, согласился. Он пришёл к лагерю гвардейцев и начал торговаться с Сульпицианом. Когда Сульпициан сдался, довольные преторианцы представили нового императора сенаторам. А им ничего не оставалось, кроме как утвердить его.

Непонятно, чем руководствовался Юлиан, когда заявил о готовности заплатить преторианцам в общей сложности 250 миллионов сестерциев. Один сестерций того периода был эквивалентен современным двум евро.

Преторианцы в фильме "Гладиатор"
Преторианцы в фильме "Гладиатор"

Взойдя на престол, Юлиан (сюрприз!) обнаружил, что казна практически пуста, а его личных средств всё-таки не хватит, чтобы полностью выдать гвардейцам обещанный "гонорар". Часть-то он отдал сразу, но остальное платить было нечем. Вскоре это стало очевидно не только ему. К тому же рядовые горожане приняли нового императора, мягко говоря, нелюбезно - стоило ему появиться на улице, как его начинали осыпать ругательствами и угрозами. Римляне желали такого правителя, как Пертинакс.

А тут ещё Песценний Нигер и Септимий Север, наместники Сирии и Верхней Паннонии, нахально объявили себя императорами (конечно, не вместе, а каждый сам себя)...

В такой нервной обстановке Юлиан не придумал ничего лучше, чем уйти в двухмесячный запой и загул. Может, гулял бы и дольше - но ему помешали преторианцы. Как раз через два месяца они окончательно поняли, что император их кинул.

И "свергли" Юлиана так же, как Пертинакса.

По другой версии, императора "убрали" по приказу Сената, который решил присягнуть более перспективному Септимию Северу. Как уж там дело было в действительности - сейчас уже никто не рассудит.

Ясно одно - Марк Дидий Юлиан был самым неудачливым аукционером в истории. Купленный им лот его же и убил.

Император Коммод из фильма "Гладиатор". Именно со свержения Коммода начался "год пяти императоров". Пертинакс взошел на престол после него
Император Коммод из фильма "Гладиатор". Именно со свержения Коммода начался "год пяти императоров". Пертинакс взошел на престол после него