Как историческое здание бывшей электростанции превратили в гигантский культурный центр? Прочитайте наш небольшой гид, чтобы решить, стоит ли идти туда прямо сейчас.
История
Одна из старейших электростанций Москвы была построена в 1904-1908 годах для питания трамвайной сети. В начале XX века столичный трамвай развивался стремительными темпами, и стоящая на Раушской набережной ГЭС-1 работала на пределе возможностей. Разгрузить ее должен был филиал – ГЭС-2. Традиционно аббревиатура ГЭС означает «гидроэлектростанция». Слышишь ГЭС – и представляешь огромные плотины и ревущие потоки воды. Но именно здесь первая буква расшифровывалась как «государственная», а энергию вырабатывали паровые турбины.
Здание построили на юго-западе острова Балчуг – на берегу Водооводного канала у Малого Каменного моста. Автором проекта стал архитектор Василий Башкиров. Он часто работал в соавторстве с известным художником Виктором Васнецовым. Например, они вместе украшали фасад Третьяковской галереи в Лаврушинском переулке.
ГЭС-2 проработала почти 100 лет и была закрыта в 2006 году. Позже здание решили реконструировать и превратить в дом культуры. Обновленный комплекс открылся в декабре 2021 года. Над обновленным зданием ГЭС-2 работал известный итальянский архитектор Ренцо Пьяно. Он строил здание Таймс в Нью-Йорке, небоскреб «Осколок» в Лондоне и культурный центр Жоржа Помпиду в Париже.
Вот как он описал свою работу на ГЭС-2:
«Мне хотелось создать непредсказуемое пространство, которое может динамически трансформироваться в зависимости от проектов, которые будут создаваться внутри. Будь то выставки, перформансы, лекции или концерты. Это не будет музеем, скорее настоящей фабрикой искусства»
Место
ГЭС-2 вытянулась вдоль Болотной набережной: перед зданием находится небольшая площадь, которую от набережной отделяет проезжая часть. К реке ведут ступени, часть которых в теплое время года превращается в лавочки – это придает всей конструкции вид амфитеатра у воды.
В августе 2021 года на ступенях набережной ближе к Патриаршему мосту установили арт-объект «Большая глина №4» швейцарского художника Урса Фишера. Скульптура, изображающая сложенные один на другой огромные бесформенные куски глины, вызвала большой резонанс среди москвичей – мы писали об этом подробно.
Снаружи
Здание ГЭС-2 очень напоминает готический собор. Высокие своды, гигантские арочные окна, четырехугольные колоны, выступающие за границу крыши. Состоит оно из четырех блоков: самое высокое, основное сооружение, с восточной стороны увенчано остроконечной часовой башней, похожей на колокольню.
Со стороны набережной к основной части примыкает галерея – она ниже, но, как и основное здание, украшена высокими арками окон. По бокам галереи расположились правый и левый ризалиты – это две выступающие за основную линию декоративные части здания. Сейчас правый ризалит занимают «резиденции» художников, в левом располагаются ресторан и помещения для кулинарных курсов.
Фасад ГЭС-два оштукатурен. В солнечные дни здание выглядит белоснежным, а в пасмурную погоду кажется светло-серым. Выделяются трубы электростанции – они располагаются прямо по центру здания, используются для вентиляции и выкрашены в ярко-голубой цвет. Это не случайно: по задумке архитекторов, в ясную погоду трубы должны сливаться с синим небом, практически растворяясь в нем. Голубые трубы – один из фирменных приемов архитектора Пьяно. Такими же он сделал их, например, на реконструированном заводе Fiat Lingotto в Турине.
Внутри
Пространство ГЭС-2 похоже на огромный светлый зал. Попадаешь внутрь, а кажется, что ты всё ещё на улице. Зимой, когда солнечного света мало, на помощь приходит искусственное освещение. Весной и летом солнце будет наполнять внутренние помещения через стеклянную крышу. Интересный факт: кровля держится на ажурных металлических конструкциях, которые когда-то спроектировал знаменитый архитектор и инженер Владимир Шухов.
Крыша была бы полностью прозрачной, если бы частично ее не перекрывали солнечные батареи. Но благодаря им, а также системе сбора и повторного использования дождевой воды, здание ГЭС-2 является максимально экологичным.
Центр пространства свободный и похож на стометровый городской проспект, от которого ответвляются различные торговые точки, образовательные помещения, развлекательные площадки. Привычного деления на этажи здесь нет: здание заполнено разноуровневыми участками, платформами и перекрытиями. Максимальная высота потолков в отдельных местах достигает двадцати трех метров.
На минус первом этаже базируются выставочные залы – огромные пространства с 10-метровыми потолками. До 13 марта 2022 года в них экспонируются две большие выставки: «В Москву! В Москву! В Москву!» и «Я моторы гондолы разбираю на части. Карнавал в четырех действиях». Первую курирует исландский художник Рагнар Кьяртанссон, за вторую отвечают российские художники Андрей Паршиков, Мария Крамар, Ольга Цветкова и Елена Яичникова.
Вокруг
Ближе к Патриаршему мосту расположились «Своды» – бывшие складские помещения водочного завода промышленника Смирнова. В середине прошлого века их встроили в новое трехэтажное здание лаборатории и забыли, а обнаружили только в ходе реставрации ГЭС. А вот как склады выглядели в 1909 году.
Теперь два уровня общей площадью 2000 «квадратов» занимают ремесленные мастерские.
Западнее здания ГЭС-2 выросла березовая роща – небольшой уголок для спокойных прогулок. Шесть сотен аккуратных одинаковых по размеру берёзок, высаженных близко друг к другу, создают ощущение настоящего леса в черте города. Деревья выбрали неслучайно: берёза – символ русской культуры, а ГЭС-2 обещает стать культурным «домом» для москвичей в самом буквальном смысле слова.
-------------------------------------