Найти тему
Дмитрий Иглин

С неделю тому назад, Папа, в письме к викариям Парижской церкви, поставляет покойного Дионисия в число блаженных духов

С неделю тому назад, Папа, в письме к викариям Парижской церкви, поставляет покойного Дионисия в число блаженных духов, ходатайствующих перед Богом о благосостоянии церкви; можно ожидать, что восхваляемый будет скоро канонизован. Не отнимая достоинства от поступка Архиепископа, нельзя не заметить, что его проповедь о мире и любви была не благовременна: она могла иметь место и действие до начала брани, или по крайней мере, в начале оной, а не после трехдневной ожесточенной борьбы, после пролития рек крови. Пример геройства Парижского Архипастыря много содействовал начавшемуся после февральской революции стремлению к католицизму; впрочем, это направление еще не обозначилось и не прояснилось. Комитет вероисповеданий, составленный из представителей народа, разбирал часто вопросы, не очень благоприятные католичеству средних веков, например, об участии народа в избрании Епископов, об ограждении прав низшего духовенства от власти Епископов, об уменьшении жалованья кардиналам, о преобразовании капитула Св. Дионисия (Chapitre de S‑t. Denis) и о подчинении оного Архиепископу Парижскому — вместо Папы. Вообще в действиях и проектах, хотя еще не приведенных к концу, комитета вероисповеданий видно направление чисто Галликанское, что весьма не нравится епископам, большая часть которых со времен восстановления Бурбонов преданы Ультрамонтанизму. Кстати, и по моему обещанию, коснусь настоящего состояния Богословского факультета при Сорбонской Академии. Во времена первой революции, которая покровительствовала неверию и затворила церкви, не было места Богословскому учению в Сорбонне, — члены факультета сами собой, без мер по этому предмету правительства и без внушений Папы, рассеялись; в 1803 году Наполеон восстановил богословский факультет, не испросив утвердительной буллы Римского Первосвященника которая была и не нужна, потому что должно остаться в силе прежнее утверждение факультета, который по обстоятельствам только прекратил свое преподавание. Но Папа был недоволен и это неудовольствие перешло во французских епископов, которые стали смотреть на Богословский факультет Парижа (равно Лиона, Тулузы и других; их во Франции 6), как на учреждение чисто гражданское, отказывая ему в покровительстве, не давая ему права сообщать ученые степени, и внушая духовенству воздерживаться от посещения факультетских лекций. Между тем сами же Епископы назначали профессоров для факультета, исследовали программы и имели право отозвать профессора от должности, не без ведения, впрочем, правительства. Настоящий декан церковного Сорбонского факультета аббат доктор Глер (добрый мой знакомый) употреблял все усилия поставить богословское преподавание в нормальное состояние, т. е. испросить Папскую утвердительную буллу; в правление последнего короля он убедил министра Сальванди адресоваться за буллой через посредство Папского нунция; король, узнав об этом, запретил предполагаемое сношение, усвояя себе право непосредственно обратиться к Папе; и в то время, как король медлил, революция ниспровергла его трон.