Найти в Дзене
Дмитрий Иглин

Наконец, при выборах в члены Генеральных советов (conseils généreaux), во многих департаментах протестанты или совершенно

Наконец, при выборах в члены Генеральных советов (conseils généreaux), во многих департаментах протестанты или совершенно удалены, или выбраны в несправедливой соразмерности, на что горько жалуется протестантский журнал «Semeur», уверяя, что протестантизм был счастливее при королях. Ко внешним неудачам присоединилось внутреннее разделение между членами реформатской веры: большая часть протестантов во Франции исповедуют Кальвиново учение, так как и сам Женевский преобразователь был порождение Франции, так что не существует разделения между последователями Лютера и Кальвина, но есть другое разделение более пагубное: на протестантов православных и неправославных. Главой первых признается пастор Адольф Монод, бывший профессор протестантской Академии в Монтобане, человек умный и благочестивый; главой неправославных справедливо почитают пастора Кокрелл, прекрасного оратора, человека преданного житейским выгодам; православные твердо держат догматы, оставленные неприкосновенными от преобразователей XVI века; неправославные отвергают первородный грех и некоторые неправо думают о Спасителе: их учение есть смесь мнений Ария, Пелагия и рационалистов. Между тем пасторы различных мнений протестантских проповедуют в тех же церквах по очереди, и что один созидает, то другой разрушает: жалкая проповедь! Православные думали было отделиться, но пока в нерешимости, узнав из министерства, что им не будет выдаваемо жалованье, потому что большинство на стороне неправославных. Я удивился, когда Г. Монод (я знаком с ним, чего он сам искал) высказал мне эту причину, так как он сам желал уничтожения жалованья; но что было отвечать на его слова: «мы умрем с голоду?». Через несколько времени все это обозначится. Преобразователь, если только он стоит этого названия, Шатель совершенно потерялся во мнении: все увидели в нем самого посредственного и жалкого вольнодумца; притом, перенеся свою проповедь в клуб женщин, он впал в круг смешного и, кажется, совершенно падает от ран насмешек! В следующем письме коснусь других предметов, и пополню прошлые. Русских в Париже нет; время мое употребляю на молитвы за отечество и на усовершенствование собственное: хочу приняться за составление истории Церкви Христианской. О. протоиерей еще живет в Париже; Судакевич уже священником с 29 июня; весьма недоволен своими предшественниками за опустение церкви. 28 августа / 9 сентября я имел удовольствие послать Вашему П‑ву с пароходом статейку «История аббатства и библиотеки Св. Женевьевы»: прошу покорно поместить ее в журналах министерства, если Ваше снисходительное внимание найдет ее достойной.

Париж, 31 августа /12 сентября 1848 г».