Каждому, кто хочет открыть свое дело, часто мешают привычные штампы о бизнесе: якобы, это сложно, долго, дорого, ненадежно… А как на самом деле бывает? Развеиваем шесть самых распространенных мифов об открытии собственного бизнеса.
Миф 1. Если бизнес-идею уже кто-то реализовал, значит, мне в этой нише места нет
Это заблуждение. Brand-new бизнес-идеи рождаются сейчас крайне редко, и не все они успешны. Зато простая, понятная, кем-то когда-то реализованная задумка может запросто вырасти в прибыльное дело. Так что не нужно сетовать, что «все уже придумано до вас».
Иногда одна небольшая отличительная черта позволяет вам отлично встроиться в уже как будто занятую нишу. Вот инсайт Артема, владельца магазина мягких игрушек De Art, Краснодар:
Я проанализировал потребительский спрос и увидел, что стабильный интерес в нашем городе вызывают мягкие игрушки. Ниша не свободна, конкурентов много, но я стараюсь привозить нестандартные игрушки, не такие, как у всех. Даже если на Flowwow посмотреть: медведи и зайчики есть у всех, а акулы, единороги и альпака свыше 140 см в длину — это редкость.
Миф 2. Если идея у кого-то не “взлетела”, значит, и у меня с ней нет шансов
Ну ок, вы отказались от идеи сделать что-то уникальное и готовы попробовать себя даже в несвободной нише. Но как быть, если аналогичные бизнес-идеи прогорели? Значит ли это, что сама идея неудачная?
В бизнесе зачастую исполнение важнее первоначальной идеи. Бывает, что лишь второй шанс (или третий, или даже пятый) дают бизнес-идее раскрыться по-настоящему.
EXIT COCTAILS — первые в России производители замороженных фруктовых миксов для алкогольных коктейлей. Они выставили свои товары на Flowwow этим летом, но до этого о них уже написали “Форбс”: шутка ли, заработать миллион рублей за 2 недели? А между прочим, их бизнес-идея уже была реализована в Америке — правда, без большого успеха.
Рассказывает один из сооснователей проекта:
Мы подумывали сделать замороженные ягодные миксы для коктейлей. Чтобы определиться с идеей, стали изучать рынок и узнали, что в США такое уже было, но тот бизнес не слишком “поднялся”. У американской компании была близкая нам идея, подходящий форм-фактор, но ограниченный выбор (всего три вкуса миксов) и граммовка всего по 25 граммов. Мы взяли эту идею и видоизменили ее с учетом потребностей российского потребителя: поменяли форм-фактор (каждый кубик по 100 граммов), создали рецептуры, которые придется по вкусу россиянам, и запустили пробную партию. Увидели, что спрос есть, и постепенно заняли свою нишу на российском рынке.
Миф 3. Свой бизнес – это сплошная рулетка: никогда не знаешь, что будет продаваться хорошо
Элемент неожиданности в бизнесе всегда присутствует, но обычно мы можем с высокой вероятностью предугадать, какие именно товары, идеи, решения будут востребованы. Для этого нужно:
- Быть в тренде: внимательно следить за конкурентами, замечать, что пользуется популярностью.
- Ловить момент: следить за внешними инфоповодами и стараться закрывать самые актуальные потребности аудитории.
За годы работы на Flowwow мы взяли интервью у сотен наших успешных продавцов. Их бизнес почти всегда начинался с анализа спроса, конкурентов, рынка. Они гуглили, изучали, ходили по Интернет-магазинам, следили за тем, что привлекает покупателей, и это в конечном счете позволило им не играть в рулетку, а вполне осознанно сделать акценты на том, что понравится их клиенту.
А, например, ребята из магазина ALMOND в разгар пандемии, когда тема здоровья была ведущим инфоповодом, ввели в свой каталог букет «Изобилие» с имбирем, лимоном и лаймом. И самое главное — товар стал бестселлером за неделю! За март - апрель 2020 года этот букет заказали более 120 раз.
Честно, мы в продуктовый магазин за имбирем и лаймом ходили чаще, чем дома на кухню…
Миф 4. Свое дело требует очень много времени и денег: если и окупишься, то только через долгие годы
Если вы планируете конструировать машины-беспилотники или открыть премиальный веганский ресторан, вам необходимы время и немалые деньги. А вот онлайн-продажи наладить можно очень быстро и без вложений. Для этого необходимо:
- Тщательно изучить площадки для размещения товаров и найти те, где есть спрос и умеренная конкуренция,
- Размещать товары в тестовом режиме на разных площадках и анализировать, где лучше продается;
- Использовать все бесплатные инструменты продвижения, которые предлагает площадка (а для этого не стесняться расспрашивать команду саппорта, консультироваться, пробовать и делать выводы).
А разве может быть так, что и быстро, и без вложений в раскрутку? Может! Один из кондитеров Flowwow Катя Кузнецова в феврале 2021 года испекла свой первый торт, а в июле уже вовсю собирала заказы на чизкейки. У нее не было никакого капитала на раскрутку: только очень красивый, качественный товар, разумно установленная цена и очень хорошо оформленная витрина. Затраты на сырье для чизкейков, сладкий декор и формочки в виде эскимо полностью окупились за пару месяцев.
Миф 5. Зарабатывать на любимом деле невозможно: делать можно либо для себя, либо для людей
Наоборот, зарабатывать на любимом деле – наиболее перспективный бизнес-сценарий. Вам не придется заставлять себя связать еще пять пледов или испечь десяток новых пирогов. Скорее всего, вы уже приобрели экспертное знание о вашем продукте, которое можете использовать, а если сами начинали как потребитель, то знаете, чем “зацепить”, какие потребности клиента учесть при создании вашего продукта.
Создатель бренда Coconut Curl Дарья — обладательница непокорных кудрявых волос. В какой-то момент она устала покупать десятки банок с уходовой косметикой и стала делать свои миксы для кудрявых волос на основе кокосового масла. Сейчас у нее собственная линейка натуральной косметики и десятки постоянных покупателей. Основатель магазина Vabe Cosmetics Ольга долгое время пользовалась косметикой на основе натуральных африканских масел, а затем ей пришло в голову составлять собственные «рецепты» косметики, чтобы каждый мог собрать себе уникальный коктейль красоты из отдельно продающихся монокомпонентов.
Я давно варюсь в этой индустрии. Знаю, что вся эта продукция по уходу за кожей… ну, буквально съедобная. Никакие компоненты не конфликтуют между собой, их можно смешивать, составлять свои композиции... Так родилась идея бизнеса. Рецепты для смешивания компонентов можно прочитать в карточках наших товаров.
И последний миф: свой бизнес — это же так сложно!
Не станем врать: свое дело — это всегда волнительно и хоть немного, но хлопотно. Придется думать, анализировать, выбирать, принимать решения. Тем не менее, это не так сложно, как кажется.
Если вы чувствуете, что ваша текущая работа не приносит полного удовлетворения, что хотелось бы открыть свое дело — вероятно, имеет смысл по-новому взглянуть на идею создания собственного бизнеса.