Ведь все знают, что отношения Кубы и США, мягко говоря, не самые теплые. Тогда почему вот уже больше ста лет на Кубе существует самая большая заморская военная база США, на территории которой находится еще и печально известная тюрьма Гуантанамо, в которой постоянно фиксируют нарушения прав человека, но почему-то до сих пор ее не закрыли?
История с Гуантанамо началась очень давно: еще в те времена, когда Куба и США были союзниками в борьбе Кубы за освобождение от испанского владычества. В далеком 1898 году кубинские повстанцы с помощью американской армии разбили испанский флот и фактически завоевали независимость для Кубы. Через пять лет американцы решили, что было бы неплохо заиметь на острове посреди Карибского моря свою военную базу, тем более что за кубинцами был должок...
Куба ничего не могла возразить Штатам, потому что без их военной помощи победить Испанию в войне за независимость вряд ли бы удалось. Базу в Гуантанамо поставили на условиях бессрочной аренды за смешную сумму в 2000 песо в золотом эквиваленте ежегодно. В тридцатые годы прошлого века сумму подняли до 3400 долларов в год, которые США до сих пор каждый год выплачивает Кубе за аренду базы. Для сравнения, аренда места под базу в других странах мира стоит США 100-150 миллионов долларов в год.
Казалось бы, с приходом к власти Фиделя Кастро на Кубе все должно было бы поменяться, но нет. Разумеется, социалисты потребовали от американских властей вернуть залив Гуантанамо под контроль кубинского правительства, но США игнорировали это требование. Захватить базу военным путем кубинская армия не могла по понятным причинам, и напряженность в регионе нарастала, пока не достигла пика во времена Карибского кризиса.
Дошло до того, что кубинские войска, стоявшие вокруг базы, и сидящие в Гуантанамо американцы обменялись несколькими орудийными выстрелами, но, к счастью, дальше дело не пошло. Карибский кризис мирно урегулировали, и одним из условий было как раз определение статуса базы Гуантанамо: США пообещали пресекать вылазки диверсантов с территории базы на Кубу, а СССР пообещал удерживать Кубу от нападения на Гуантанамо.
С тех пор про существование базы Гуантанамо не то что забыли, но политики всех сторон конфликта старались максимально деликатно высказываться об этом вопросе, а где возможно вообще его не поднимать. Воз находится в том же месте, где его оставили в шестидесятые, и по сей день: Куба требует, чтобы США расформировало базу, а США игнорирует претензии Кубы. Правительство Кубы выражает свое неудовольствие, но сделать ничего не может.
От остальной территории Кубы база Гуантанамо отделена тринадцатикилометровой полосой трехметровых кактусов, высаженных специально ради создания живого барьера. Кактусы перемежаются минными полями и колючей проволокой, так что пройти через эти поля человеку не представляется возможным. По обеим сторонам от "кактусового занавеса", как называют разграничительную полосу по аналогии с железным занавесом, стоят вышки американских и кубинских военных.
Кубинцы считают недопустимы жестокое обращение с заключенными в тюрьме Гуантанамо, где людей могут содержать по несколько лет без предъявления обвинений, потому что на бумаге Гуантанамо не является территорией США, а значит американские законы там не работают. Американцы по другую сторону кактусового занавеса наоборот считают, что они держат последний рубеж, защищающий свободу и демократию, как написано на дверях тюрьмы Гуантанамо (первое фото к статье). Кто из них прав, а кто виноват — судить, наверное, не нам...