На протяжении 2021 года сложилось довольно четкое представление, что в настоящий момент идет геополитический передел мира и создание новых регионов влияния. Если раньше все внимание было приковано в Азиатско-Тихоокеанскому региону, то теперь западный мир говорит про Индо-Тихоокеанский регион, который является обширным морским пространством от Индийского до Тихого океана.
Пока Япония, США, Китай и Индия пытались решить между собой, кто здесь занимает ведущее место, Европейский Союз формировал свою стратегию сотрудничества в Индо-Тихоокеанском регионе. Вполне очевидно, что данная инициатива является своеобразной "брошенной перчаткой" в адрес США, однако необходимо проанализировать некоторые ее особенности.
19 апреля 2021 года Совет ЕС определил основные параметры увеличения своего присутствия в ИТР, хотя это далось с большим трудом. Противоречия заключались в том, что по сути только Франция, Германия и Нидерланды имеют реальные возможности продвигать свои интересы в регионе для получения дополнительных выгод, остальные страны "прицепляются багажом".
16 сентября стратегия наконец была сформулирована, в результате чего ЕС будет сосредотачивать свои усилия в ИТР по следующим направлениям:
1) развитие "зеленой" энергетики;
2) совместный контроль над океаном;
3) развитие цифрового управления;
4) взаимодействие в области обеспечения безопасности и прав человека.
Стоит отметить, что 2-ой пункт стратегии дает почву для реализации планов ЕС по "скоординированному морскому присутствию" в страгически важных регионах мира. Начиная с 2019 года, в Брюсселе активно продвигается идея создания своего независимого от НАТО военного флота, который будет "мирно" продвигать европейские ценности в мировых океанах. Старая добрая схема адмирала Мэхэна: чем больше торговый флот, тем больше нужно военных кораблей.
Однако существует ряд противоречий. Во-первых, лидеры ЕС никак не могут четко разграничить границы Индо-Тихоокеанского региона. По сути Брюссель использует определение, которое дал бывший президент США Дональд Трамп: "... биогеографический регион морей Земли, включающий тропические воды Индийского океана, западной и центральной части Тихого океана, а также моря, соединяющие их в общей области Индонезии". Как известно, если нет четкого разграничения зоны ответственности, то о никакой качественной работе не может быть и речи.
Во-вторых, ЕС называет свой подход "долгосрочным" (опять же, нет разграничения что значит долгосрочный). Кроме того, в стратегии четко написано, что Европарламент не ищет никаких разногласий в ИТР, что дает явно понять, что Брюссель не хочет конфликта с Китаем.
В-третьих, становится очевидно, что Европейский Союз не может гарантировать безопасность своих интересов как и в ИТР, так и в Европе. По факту ИТР - это место, которое связывает Старый свет с мировым рынком. Кроме того, большую угрозу представляет пиратство, которое является занозой в одном месте для европейского рынка. И не стоит забывать про Россию, которая совместно с Китаем пытается выдавить своих конкурентов из региона.
Для решения поставленной задачи необходимо увеличивать военный бюджет, однако европейские страны не намерены это делать (учитывая аппетиты НАТО по выкачиванию денег).
На фоне вышеперечисленного краеугольным камнем в адрес Европы является создание военного союза АУКУС. Вашингтон, Канберра и Лондон четко показали Европейскому Союзу его место, ведь срыв продажи французских подводных лодок произошел как раз за день до принятия стратегии ЕС в ИТР.
В любом случае ЕС не откажется от планов по усилению своего влияния в ИТР. Однако на данный момент Брюссель забирает тот кусок, который им дают из Вашингтона. Для реального изменения положения Европе необходим свой военно-морской флот. После этого уже можно вести диалог на равных.
Продолжение следует...
которое вы можете найти на авторском телеграм-канале https://t.me/natoptishh
#НАТО #США #Европа #политика #геополитика