31 марта 1970 года самолет авиакомпании Japan Airlines вылетел из аэропорта Токио-Ханеда и направился в Фукуоку в Японии. Его пассажиры еще не знали, что им предстоит стать героями одной из самых странных историй 20-го века.
Когда католический миссионер Дэниел Макдональд искал свое место в самолете, он наткнулся на лежащий багаж. Находящийся внутри предмет издавал очень своеобразный металлический звук. Он напоминал звук падения металлического инструмента на землю. Мужчина проигнорировал инцидент, но мгновение спустя он смог своими глазами увидеть, что было в пакете, который он ткнул.
Через 20 минут после взлета машины молодой человек, сидевший в самолете, поднялся со своего места, встал у двери, ведущей в кабину пилотов, и достал самурайскую катану. С оружием в руках он объявил, что угонит самолет и полетит на Кубу.
Студенты с катанами
Угонщика звали Такамаро Тамия. Он был членом коммунистической террористической организации «Японская Красная Армия» и лидером группы из девяти человек, решивших угнать самолет. Позже их стали называть «Группой Йодо» по названию угнанного самолета: YODOGO.
Члены группы начали медленно покидать свои места, чтобы присоединиться к своему лидеру. Вооружены мечами, пистолетами и бомбами. Один из них оказался басистом популярной в Японии музыкальной группы Les Rallizes Dénudés. Экипаж был шокирован.
Среди 122 пассажиров были преподобный Стивен Фумио Хамао, директор American Pepsi Co. Герберт Брилл и Шигеаки Хинохара, чрезвычайно популярный в Японии врач.
Большинство угонщиков, однако, были студентами или выпускниками лучших университетов Японии. Они хотели угнать самолет, чтобы начать азиатскую коммунистическую революцию и пройти боевую подготовку у Фиделя Кастро. Но их ждал неприятный сюрприз.
Все пошло не по плану
После того, как угонщики раскрыли себя, они разделились на две группы. Одни из них начали привязывать всех мужчин на борту к сиденьям, а другие пытался занять кабину пилота. Когда им наконец удалось проникнуть в кабину, они услышали плохие новости. Пилоты сообщили им, что угнанный ими Boeing 727 не подходит для дальних полетов. Необходимо было быстро изменить планы.
После недолгих раздумий похитители приняли решение. Они решили лететь в Северную Корею, которой в то время правил дед Ким Чен Ына, коммунистический лидер Ким Ир Сен. Для такого путешествия у молодых террористов также не хватило бы топлива, поэтому они решили остановиться для дозаправки в Фукуоке.
Но прежде чем мы узнаем остальную часть истории, стоит пояснить одну деталь. Многих может озадачить тот факт, что группе студентов удалось пронести на борт самолета целый арсенал оружия. Но следует помнить, что в 1970-х годах контроль в аэропортах был гораздо менее тщательным. Все изменилось только в следующем десятилетии, как раз после серии дерзких угонов.
Трудное решение
В Фукуоке Такамаро Тамия и его группа добились частичного успеха. Им удалось договориться о дозаправке в обмен на освобождение некоторых пассажиров. Женщинам и детям разрешили сойти. Однако возникла другая проблема. Пилоты самолета не имели представления о том, как добраться до Пхеньяна. У Японии не было дружественных отношений с Северной Кореей, и ее самолеты никогда не летали туда. Единственное, что получил капитан самолета Boeing 727 в Фукуоке, — это лист бумаги с контурным рисунком Корейского полуострова и обозначенными на нем городами: Сеул и Пхеньян. Однако у террористов не было другого выбора. Им нужно было куда-то лететь.
Во время полета экипаж все время пытался связаться с северокорейцами. Существовало опасение, что если неизвестный самолет зайдет на территорию Северной Кореи, то он будет сбит без предупреждения. Достигнув района, который считался границей между двумя враждебными Кореями, пилоты заметили пару военных истребителей. Сначала они открыли огонь по самолету, но затем отступили. Экипаж был напуган и растерян. Однако в конечном итоге самолет достиг Пхеньяна без дальнейших инцидентов. По крайней мере, так думали угонщики.
Безумный план спасения
В то время как Boeing 727 находился в Фукуоке, переговоры были не единственным, чем были озабочены японские власти. Поскольку на борту находились американские граждане, ЦРУ также было вовлечено в процесс. Японцы и американцы связались с правительством Южной Кореи, и вместе они разработали план спасения пассажиров захваченного самолета. Это было немного безумно, но имело хорошие шансы на успех.
К контурной карте Корейского полуострова, которую выдали пилотам в Фукуоке, также была прикреплена небольшая карта с радиочастотой. Именно так капитан «Боинга» смог получить инструкции о направлении полета. Хотя экипаж думал, что их направляют в Пхеньян, на самом деле им дали координаты, ведущие в совершенно другое место. В столицу Южной Кореи, Сеул.
Чтобы сделать все зрелище еще более реалистичным, южнокорейцы послали истребители, которые произвели предупредительный залп по «Боингу-727». Таким образом они хотели убедить угонщиков, что те залетели в воздушную зону Северной Кореи. Однако это был не последний элемент мистификации.
Пхеньян почти как с открытки
В течение одного часа было сделано все, чтобы аэропорт Сеула стал похож на аэропорт Пхеньяна. Все развешанные вокруг южнокорейские флаги были сняты, персонал аэропорта был одет в коммунистическую военную форму, а после приземления самолета мегафон передал сообщение о том, что Ким Ир Сен тепло приветствует врагов японского империализма. Для приветствия самолета была даже приглашена группа детей, которые исполнили гимн Северной Кореи.
Неясно, что привлекло внимание угонщиков. Были ли это другие самолеты с американской маркировкой, отсутствие портретов Ким Ир Сена на каждом здании, или, возможно, один из встречающих неправильно сыграл свою роль? Так или иначе, Тамия обнаружил, что все вокруг — лишь спектакль, и заперся в самолете вместе с остальными. Начались дальнейшие переговоры.
Обмен заложниками и конечный пункт назначения
Японское правительство первоначально рассматривало возможность позволить угонщикам сбежать в Северную Корею с заложниками на борту. Чиновники Ким Ир Сена, с которыми удалось связаться, заверили, что освободят всех жертв похищения и отправят их домой. Однако против такого решения выступила президент Южной Кореи Пак Чон Хи. Два года назад он едва не был убит северокорейскими коммандос и не доверяет своему коммунистическому соседу. Силовое решение также рассматривалось, но оно, конечно, не обошлось бы без жертв.
В конце концов, обе стороны согласились на обмен заложниками. Угонщики освободили всех пассажиров, а взамен взяли на борт министра транспорта Японии Ямамуру Синдзиро, который вызвался пойти с ними. Сразу после дозаправки самолет взлетел и благополучно приземлился в Пхеньяне в 19:21 3 апреля 1970 года. Несмотря на опасения корейского президента, экипаж самолета и мужественный министр были быстро отправлены домой.
Дальнейшая судьба угонщиков
Японские коммунисты были очень хорошо приняты Ким Ир Сеном. После приземления они остановились в одном из лучших отелей страны — отеле «Пхеньян». Однако мысль о дальнейшем полете на Кубу была быстро изгнана из их голов. Северокорейские власти больше нуждались в них дома. Члены группы «Йодо» подверглись политической обработке, и им дали понять, что их собственные мнения и идеи не будут терпеть. Не всем это нравится. Один из членов группы, Йошидо Кинтаро, был объявлен умершим в 1985 году. Эту информацию его товарищи передали своим связным в Японии. Однако в их рассказах было довольно много пробелов, что может указывать на то, что Кинтаро был убит гораздо раньше.
Один из членов группы Yodo в середине 1990-х годов был случайно найден в Бангкоке. Полиция Таиланда подозревала его в распространении фальшивых банкнот. Во время бегства он спрятался в посольстве Северной Кореи, а затем попытался скрыться на автомобиле Mercedes с дипломатическими номерами. Однако автомобиль был остановлен. После двух дней переговоров из запертой машины дипломаты передали мужчину полиции. Только потом выяснилось, что преступник, выдававший себя за корейца, был Ёсими Танака, членом группы японских похитителей.
Охота на жен
Остальные японцы, вероятно, также использовались в тайных операциях, но большую часть своей жизни провели в специально подготовленном для них поселении. У них были свои слуги и шоферы, а некоторые из них могли даже сами ездить по стране. Была только одна проблема. Только лидер группы, Такамаро Тамия, жил вместе со своей девушкой, которая приехала к нему из Японии. Остальным очень не хватало женщин, а корейские власти не соглашались женить на кореянках. Вместо этого было организовано то, что можно назвать «охотой на жену».
Корейское шпионское агентство начало искать в Японии женщин, которые согласились бы на бракосочетание. Возможно, некоторые из них приняли такое решение самостоятельно, в силу своих политических взглядов, но другие, несомненно, были просто похищены. Свадьбы всех похитителей, оставшихся в живых, состоялись в один день — 14 мая 1977 г. Сам Ким Ир Сен пришел на церемонию бракосочетания, чтобы поздравить молодые пары. Через некоторое время женщины забеременели.
Интересно, что некоторые из похищенных жен также были вовлечены в шпионские операции. Яо Мегуми управляла кофейнями в городе Йокосука, недалеко от американских войск, в течение нескольких лет, пока не была арестована полицией в 1988 году.
Ситуация сейчас
Члены группы «Йодо», их жены и дети имели довольно много свободы в тоталитарной стране Ким Ир Сена и его преемников. Они смотрели японское телевидение, занимались мелким бизнесом и могли встречаться с японцами, приезжавшими в Северную Корею. У них даже были свои профили в социальных сетях. Но поскольку угонщики самолетов постепенно начали умирать от естественных причин, их дети получили возможность вернуться в Японию в 2000 году. Большинство выбрало этот вариант. Сегодня шесть мужчин и две женщины живут в сельском поселении на окраине Пьогьянга. Четверо похитителей и их жены управляют сайтом Yodo Go, цель которого — добиваться улучшения отношений между Японией и Северной Кореей, чтобы позволить первоначальным членам группы Yodo вернуться на родину. Это было их самой большой мечтой на протяжении многих лет.
Судьбы похищенных
Судьбы пассажиров самолета сложились совершенно по-разному. Мы знаем историю некоторых из них:
Дэниел Макдональд — миссионер, который, возможно, первым обнаружил катану на борту самолета, оставил свою тогдашнюю профессию, чтобы стать инвестиционным консультантом в Нью-Йорке.
Стефан Фумио Хамао — похищенный священнослужитель стал архиепископом в 1998 году, а в 2003 году. Иоанн Павел II возвел его в кардиналы.
Шигеаки Хинохара — популярный в Японии врач и учитель дожил до зрелого возраста 105 лет. Он умер в 2017 году.
Ямамура Синдзиро — мужественный министр приобрел большую популярность в стране после этого инцидента. Он был политически успешен и занимал несколько важных постов. Однако он погиб в 1992 году в возрасте 59 лет. Он был зарезан своей психически больной дочерью.
Парк Чун Хе Президент Южной Кореи был прав, не доверяя северокорейцам. Через четыре года после угона самолета на его жизнь было совершено еще одно покушение, в результате которого была убита его жена. Парка обвиняли в авторитаризме, и в 1979 году он был застрелен за обедом главой корейской разведки Ким Кю. Утверждается, что во время ссоры Ким убил одного из гостей, а когда президент попытался вмешаться, застрелил и его. Он также убил четырех сотрудников службы безопасности. Дочь президента Пак Кын Хе была премьер-министром Южной Кореи с 2013 по 2017 год.