Их немало – интересных, творческих, с искрой. Тех, кто по-настоящему любит детей и умеет их заинтересовать в предмете так, что дети сами просят: ну, расскажите, что там дальше-то?!
И никаких вам плачущих чад, которые ленятся, и никаких зубрежек по принципу «лишь бы отчеканить на уроке и потом забыть, как cтpaшный сон».
Почему они умудрялись настолько заинтересовать, или, говоря современным языком, мотивировать? А потому, что это были Учителя с большой буквы.
Давайте перечислим хотя бы нескольких из них (назвать тут всех просто места не хватит – для этого нужны целые тома́, а не маленький пост).
1. Константин Ушинский (1823–1870)
Константина Дмитриевича признают родоначальником русской научной педагогики.
Он одним из первых стал акцентироваться на нравственном просвещении. Словами простых людей его систему можно было бы очень условно передать так: что естественно, то и важно.
Также он начал учить детей на русском языке, а не на французском, как было принято в то время во многих европейских странах, включая нашу. В результате его ученики умели хорошо говорить на родном языке, в отличие от многих своих соотечественников.
Вспомните хотя бы Татьяну Ларину. При всей своей любви к родине Александр Пушкин описал героиню как типичную женщину тех лет, которой легче было изъясняться по-французски, чем по-русски.
Эту систему можно было бы назвать по заголовку статьи Ушинского: «О необходимости сделать русские школы русскими».
2. Лев Толстой (1828–1910)
Граф был не только великим Писателем, но и великим Учителем. Он воспитывал и обучал как своих детей (которых у него было немало), так и деревенских ребятишек, организовав им для этого школу в Ясной Поляне и во всем Крапивенском уезде.
Точное число детей Толстого до сих пор неизвестно. Но конкретно в браке с Софьей Андреевной у него было 9 сыновей и 4 дочки, из них 5 детей yмepли в детстве.
Это был замечательный и необычный эксперимент:
- школа была «самодеятельная»;
- методика преподавания в ней резко отличалась от общепринятой. Никаких регламентов и требований к дисциплине не было. Ориентация шла на каждого ученика персонально. Школьник и преподаватель считались друзьями-коллегами. Дети рассаживались туда, куда хотели. Учитель им не мешал, он должен был не «наводить порядок», а заинтересовать ребят.
Эксперимент был очень удачным.
Лев Николаевич даже стал издавать специальный журнал – «Ясная Поляна», где писал о своей методике и публиковал интересные рассказики и басни «на языке школьников». Затем он издал «Азбуку», потом «Новую азбуку» и несколько «Русских книг для чтения».
Методикой Льва Толстого успешно пользовались другие педагоги, например Станислав Шацкий. Он в 1911 г. организовал экспериментальную школу-колонию с говорящим названием «Бодрая жизнь».
3. Антон Макаренко (1888–1939)
Если уж заговорили о колониях, нельзя не вспомнить самого выдающегося педагога, работавшего с бecпpизopниками, в том числе с малолетними пpaвoнapyшителями.
Антон Семенович считал, что в жизни «нет более жaлкoгo технического состояния, чем в области воспитания», и всеми силами старался это исправить.
Над его подопечными не довлели идеологический контроль и строгие стандарты. Макаренко исходил из презумпции веры каждому, привлекал детей к общему труду для общей же пользы, поощрял самоуправление среди них.
В то время его резко критиковали (например, Надежда Крупская) и называли «несоветским». В итоге Макаренко отстранили от дела, и спасло его лишь вмешательство поклонника его таланта – Всеволода Балицкого, наркома украинского НКВД. Антону Семеновичу даже разрешили возглавить новую коммуну, которая сразу после этого начала добиваться успехов.
В 1988 г. организация ЮНЕСКО включила Антона Макаренко в список преподавателей, задавших направление педагогического мышления в XX в.
Также в этот список вошли Джон Дьюи, Мария Монтессори и Георг Кершенштейнер.
4. Лев Выготский (1896–1934)
Лев Семенович опередил свое время на несколько десятков лет. Он одним из первых начал педагогику сращивать с психологией. В итоге появилась коррекционная педагогика.
Современные любители простых и образных лайфхаков не найдут в книгах Выготского четких инструкций.
Но вся его система стала символом передового отношения к детям: им нельзя ничего навязывать; воспитание – это не приспособление к среде, а формирование личности, которая умеет выбираться за пределы среды.
5. Василий Сухомлинский (1918–1970)
Этот Учитель исходил из того, что каждый ребенок – Личность, вот что главное. И воспитание и образование должны отталкиваться от данного факта.
Все такие «маленькие личности» должны дружно и творчески общаться в группе. В помощь им могут идти такие приемы, как сочинение с ними сказок, совместное чтение книжек.
Само же обучение Сухомлинский считал радостным трудом.
В книге «100 советов учителю» он показал, что дети каждый момент познают мир и самих себя, причем не только умом, но и сердцем.
П. с. Также про жизнь интересных людей читайте статью «7 знаменитых неюристов с юридическим образованием: неожиданный рейтинг» и еще пост «20 известных людей, родившихся в Сибири».
#Образование #школа #общество #наука #россия #ссср #интересные факты