Найти тему

ФРЭНК БАУМ - СОЗДАТЕЛЬ СТРАНЫ ОЗ И ПРОПАГАНДИСТ ГЕНОЦИДА

Лаймен Фрэнк Баум
Лаймен Фрэнк Баум

Фрэнк Баум -  популярный американский писатель, классик детской литературы, создатель сказок о волшебной стране ОЗ. В СССР и современной России его сказочные истории стали более известны в переработке Александра Мелентьевича Волкова в цикл книг о Волшебнике Изумрудного города. Последнее время, в российском прогрессивном литературном обществе, фамилия Баума всплывает лишь в контексте обвинений советского писателя Волкова в плагиате и художественных сравнений двух произведений. На деле повторяется ситуация с Пиноккио Карло Коллоди и Буратино Алексея Толстого. Толко в случае с Волшебником ОЗ, из под пера Волкова, в дальнейшем, вышло ещё множество продолжений, ни как не связанных с историями Баума и являющимися, в художественном плане, ни чуть не хуже оригинала. Однако оставим литературные споры, ведь речь сегодня пойдёт не об этом.

Фрэнк Баум родился в состоятельной набожной семье, сделавшей состояние на нефтяной лихорадке. Писать Фрэнк начал ещё в детстве, вместе с братом издавал домашний журнал. В возрасте 20 лет, после увлечения разведением домашней птицы, Баум начинает издание журнала по птицеводству, а через несколько лет пишет свою первую книгу -  «Краткое руководство по разведению, воспитанию и содержанию гамбургских кур».

Помимо этого Баум увлекается театром и даже получает приглашение в мобильную труппу. Первый блин выходит комом: по условию вступления Баум закупает для актеров дорогие костюмы, но сам остаётся без такового и удовольствуется единственной ролью без слов. Это его не останавливает и через некоторое время Фрэнк всё-таки становиться актером и владельцем нескольких кочующих театров.

Вскоре безбедная сказочная жизнь заканчивается, отец Баума становится банкротом и умирает, пожар уничтожает все театральное имущество. Баум, обзавёдшийся к этому времени семьей, отправляется на дикий Запад. Фрэнк придумывает гениальный план обогащения - на последние деньги открывает универсальный магазин по продаже хозяйственных мелочей. Магазин стал популярен среди детей, в большей степени из-за сказочных рассказов продавца Фрэнка. Финансовые дела магазина, тем не менее, шли очень плохо, по большей части из-за своеобразной практики Баума отпускать товары в кредит. В итоге деньги закончились и магазин закрылся.

После этого Баум ещё некоторое время работает редактором газеты, но ввиду ее скорого разорения, семья, пополнившаяся уже третьим ребёнком, возвращается обратно на Восток в Чикаго. Здесь, наконец, Фрэнк Баум приходит к тому, чтобы стать детским писателем. С этого момента и до конца жизни Баум напишет целый ряд сказочных произведений, центральной из которых станет серия книг о стране ОЗ

Волшебник страны ОЗ, издание 1900 года.
Волшебник страны ОЗ, издание 1900 года.

Интересные политические воззрения писателя относятся к краткому периоду работе редактором газеты. В частности, 20 декабря 1890 года, в своей колонке в газете «Абердинский субботний пионер», по поводу убийства индейского вождя Сидящего Быка, Баум предлагает полностью уничтожить всех индейцев, т.е. устроить геноцид всего коренного населения Америки. Сидящий Бык был главой сопротивления индейцев против действий вооруженных сил США по программе переселения индейцев в резервации. После череды военных столкновений вождь решает сложить оружие, отправиться в резервацию, но тем не менее, продолжает вести активную деятельность по противодействию продажи и сокращения резервационных земель и снова вступает в конфронтацию с властями. В итоге, 15 декабря 1890 года Сидящий Бык был убит сержантом индейской полиции при попытке своего ареста.

Сидящий Бык
Сидящий Бык

На этом Баум не останавливается и 3 января 1891 года пишет:

«Пионер» уже заявлял, что наша безопасность требует полного уничтожения индейцев. Притесняя их в течение веков, нам следует, чтобы защитить нашу цивилизацию, ещё раз их притеснить и стереть, наконец, этих диких и неприручаемых тварей с лица земли. В этом залог будущей безопасности наших поселенцев и солдат, которые оказались под некомпетентным командованием. Иначе в будущем нас ожидают проблемы с краснокожими, ничуть не меньшие, чем в прошлые годы.

Эти слова Фрэнк Баум пишет под впечатлением от расправы над индейцами в Вундед-Ни. 29 декабря 1890 года отряд бойцов 7-го кавалерийского полка США окружил лагерь индейцев народности Лакота, разбитый на территории резервации Пайн-Ридж. Перед полком была поставлена задача разоружить индейцев и арестовать их вождя. Вождь индейцев Большая Нога тяжело болел, остальные индейцы также были измождены зимним переходом и не собирались оказывать организованное сопротивление. Однако многие индейцы не хотели сдавать оружие, поскольку охота в это трудное время была для них единственным источником существования. Полковник Форсайт игнорировал просьбы индейцев и послал небольшой отряд солдат обыскивать их жилища. Крики индейских женщин, протестовавших против обыска своих жилищ, усилили напряжение индейцев. Они начали петь песню Пляски духов и бросать в воздух комья грязи, напряжение солдат достигло предела. В какой-то момент прозвучал случайный выстрел, который спровоцировал хаотичную перестрелку. В ходе сражения погибло 25 солдат и не менее 153 индейцев, включая мужчин, женщин и детей.

Хью МакГиннис, рядовой 7-го кавалерийского полка — «Генерал Нельсон Майлз, который посетил место бойни после трёхдневной снежной бури, насчитал примерно 300 покрытых снегом тел в окрестностях, в том числе на значительном удалении. Он с ужасом убедился, что беззащитных детей и женщин с грудными младенцами на руках солдаты преследовали и безжалостно убивали на расстоянии до двух миль от места перестрелки…»

За это сражение как минимум 20 военнослужащих полка были награждены высшей воинской наградой США - Медалью Почёта. Эту позорную часть истории США Фрэнк с радостью восхваляет.

Каньон Вундед-Ни после бойни
Каньон Вундед-Ни после бойни

Что после всего этого можно сказать о личности Фрэнка Баума? Будущий писатель вырос в окружении достатка и заботы. Отсюда, на лицо, его не приспособленность к взрослой суровой жизни человека, в один момент оставшегося без своего богатства. Баум потерпел поражение во всех своих предпринимательских начинаниях, в большей степени из-за своей детской наивности и мечтательности. Взгляды Баума на индейскую проблему так же не являются чем то сверхъестественным в американском обществе того периода. Большая часть новоамериканцев, за счёт пропаганды, так или иначе поддерживала геноцид коренного населения Америки. Баум же, за счёт своего далеко от критического мышления, стал как жертвой так и рупором такой пропаганды. И это позорная страница биографии писателя, которую не стоит забывать и скрывать за массой написанных им детских добрых поручительных историй.