Букет из гладиолусов для учительницы мама нарвала в саду. В 97-ом году это ещё считалось нормальным. В начале 2000-х уже несли как минимум розы. Гладиолусы из сада считали показателем нищеты.
Прошёл профотбор в гимназический класс. В моей первой школе были большие наборы детей 1А, 1Б, В, Г, Д, Е. Однажды был даже класс с буквой «Ж».
А, Б и В были гимназическими. Мы проходили программу начальных классов за 3 года. Дальше шли сразу в 5-й. Остальные буквы в начальной школе учились по 4 года (программа 1-4).
Поскольку у меня по отцовской линии русские, а по материнской башкиры, я имею смуглый оттенок кожи. За что, естественно, дразнили. Дети вообще дразнят всех, кто как-либо отличается, будь ты толстый, худой, длинный, мелкий и т.д. Но я был мальчиком крепким и часто дрался. Приходили учительницы, которые не хотели ни в чём разбираться и наказывали меня, а не моих обидчиков.
С тех пор я привык к мысли, что старшие чаще всего говорят не то, что правильно, а то, что им удобно. На правду им плевать.
Оканчивая начальную и переходя в среднюю, школьник впервые пробовал жизнь хоть сколько-нибудь похожую на взрослую. Свободы больше, но больше и опасностей. Все эти буквы в названиях классов, как выяснилось, означали группу профотбора. И в 5-ом классе мы воочию увидели, что «6Ж» – это полные отморозки.
Могли дверь снять с класса и вынести на помойку. Когда бегали на перемене, сбили учительницу. Был один ловкач, который мог бежать по коридору и, прыгнув на стену под определённым углом, пробежать несколько шагов по ней. Вообще, на переменах в коридорах был просто ураган из детей.
Учительницы с этим боролись, как могли. Мы хитрили. Брались за руки, вставали в хоровод. Учительница расплывалась в улыбке умиления. Когда она уходила, мы раскручивали хоровод до тех пор, пока из него не вылетали дети под действием центробежных сил. Это было круто! Потерять сцепление с землёй и пролететь 1,5 – 2 метра.
В начальных классах одной из любимых игр была – «Конские бои». Когда мальчики покрепче сажали на себя мальчиков помельче, и так парами таранили друг друга.
«Казак» своими руками обхватывал шею «коня» и таранил врагов своими ногами. В ближнем бою мог ещё иногда бить "врага" кулаком по башке, а за «коня» держаться только одной рукой. Врага надо было повалить на пол.
Высшим пилотажем считалось когда «конь» максимально разгоняется, «казак» пинает ногой другого «казака» или его «коня», и они с грохотом валятся на пол с первого удара. Угадайте с одного раза, кто всё время был конём!
Однажды мы попробовали поменяться с моим товарищем ролями. Нас очень быстро сбили и я долбанулся головой об угол добротной советской батареи. Такой, с несколькими слоями краски, которые мы отколупывали. Это же так затягивает. С тех пор у меня рядом с затылком волосы растут в разные стороны.
Когда мама за мной пришла после уроков, она какое-то время разговаривала с учительницей. Я сидел на одной из задних парт и почёсывал затылок. Вдруг почувствовал что-то влажное. Это была кровь. Я подождал, пока мама с учительницей договорят, нельзя же старших перебивать, что ты…
«Ма-ам, а у меня, вроде, кровь». Тут начался кипиш. Меня срочно повезли в травмпункт, где дядя доктор водил у меня перед глазами красивым хромированным молотком с резиновыми наконечниками. Потом долбанул мне в коленку, нога подпрыгнула. Голову намазали «зелёнкой». С тем и отпустили. Вообще, в 90-е многие травмы лечили одной «зелёнкой». А молоток мне понравился.
Прошу заметить, за 3 года начальных классов ни одного перелома! Вот, что значит «дети рабочих»!
В таких условиях буллинг особо не грозил. Если ты физически крепкий и проявлял себя в таких бойцовских играх, то и больших проблем с травлей не было.
В столовой кормили, откровенно, дрянью.
Макаронами, какими-то прелыми, которые воняли до рвотных позывов. Чем-то вроде плова, где вместо мяса одни прожилки, которые невозможно было прожевать.
Когда попадался нормальный кусочек мяса, я его оставлял на краю тарелки, чтобы съесть в последнюю очередь.
Хлеб был чёрствым. Засунуть в себя эту гадость можно было только, запивая компотом. Он подавлял рвотные позывы. Компот – он и в 90-е компот, его не испортит ничто и никогда!
С тех пор осталась привычка оставлять напоследок кусочек мяса и запивать компотом, когда ешь. Как бы ни было вкусно, всегда хочется запивать, в идеале – соком.
Это сейчас, когда в школах открывают кафе, та обстановка вспоминается как выживание. Тогда мы думали, что это нормально, другой жизни-то мы и не видели. А видели пустоту в старом холодильнике, репортажи о боях на Северном Кавказе, о терактах в Москве, Питере, Беслане, о штурме Грозного и горных сёл. О том что очередная колонна федеральных сил в Чечне попала в засаду и понесла потери. Побаивались соседей-алкашей. Собирали бутылки и сдавали, чтобы покушать мороженку и т.д.
Наше детство было курсом выживания. Из гаджетов: старые советские санки, велосипед и чёрно-белый телевизор "Рекорд". Чуть позже появилось чудо техники - "Денди" и картриджи с играми.
Мы носили валенки, советские польтишки и детские шапки с резинкой. Варежки тоже были на резинке. Тем не менее, нам было весело.