Найти в Дзене
Мой мини-гараж

Citroen. Часть III

В 1996 г. начался выпуск сити-кара Saxo с 3-дверным кузовом хэтчбек, а в 1997 г. – его 5-дверной версии. Кроме того, в 1997 г. на смену ZX приходит новая модель Xsara с 3- и 5-дверными кузовами хэтчбек. Так же, как и у ZX, модели с 3-дверными кузовами носили имя Coupe. В 1998 г. к ним добавляется модель Xsara Break с кузовом универсал. За эти годы гоночный прототип Citroen-ZX выиграл пять чемпионатов мира по ралли-рейдам (1993-97 гг.) и четыре раза одержал победу в ралли Париж-Дакар (1991, 1994-96). В 1998 г. компания PSA Peugeot-Citroen разрабатывает новую стратегию развития, которая называется "Две марки, одна группа". Она предполагает использование для Peugeot и Citroen одинаковых платформ и силовых агрегатов, но отделы дизайна и маркетинга остаются независимыми, что позволяет максимально индивидуализировать продукцию разных брендов. Первым результатом этой стратегии стал минивэн Citroen-Xsara Picasso, представленный на Парижском автосалоне 1998 г. Производный от хэтчбэка Xsara, он
Logo Citroën с 2021 года.
Logo Citroën с 2021 года.

В 1996 г. начался выпуск сити-кара Saxo с 3-дверным кузовом хэтчбек, а в 1997 г. – его 5-дверной версии. Кроме того, в 1997 г. на смену ZX приходит новая модель Xsara с 3- и 5-дверными кузовами хэтчбек. Так же, как и у ZX, модели с 3-дверными кузовами носили имя Coupe.

Saxo (1996), Saxo (1997), Xsara Coupe (1997), Xsara (1997).
Saxo (1996), Saxo (1997), Xsara Coupe (1997), Xsara (1997).

В 1998 г. к ним добавляется модель Xsara Break с кузовом универсал. За эти годы гоночный прототип Citroen-ZX выиграл пять чемпионатов мира по ралли-рейдам (1993-97 гг.) и четыре раза одержал победу в ралли Париж-Дакар (1991, 1994-96). В 1998 г. компания PSA Peugeot-Citroen разрабатывает новую стратегию развития, которая называется "Две марки, одна группа". Она предполагает использование для Peugeot и Citroen одинаковых платформ и силовых агрегатов, но отделы дизайна и маркетинга остаются независимыми, что позволяет максимально индивидуализировать продукцию разных брендов. Первым результатом этой стратегии стал минивэн Citroen-Xsara Picasso, представленный на Парижском автосалоне 1998 г. Производный от хэтчбэка Xsara, он получил необычный однообъёмный кузов с высокой крышей и большой площадью остекления. Впоследствии все компактные минивэны Citroen с авангардным дизайном носили имя Picasso.

ZX Rally Reid (1991), ZX Rally Reid (1994), Xsara Break (1998), Xsara Picasso (1999).
ZX Rally Reid (1991), ZX Rally Reid (1994), Xsara Break (1998), Xsara Picasso (1999).

В новом тысячелетии марка Citroen перешла на числовую систему обозначения моделей. Первыми в 2001 г. были выпущены большой семейный автомобиль D-сегмента C5 в 5-дверных версиях лифтбек и универсал, и стильный субкомпактный 5-дверный хэтчбек C3. В 2002 г. за ними последовал минивэн C8, как и прежде имеющий близнецов Peugeot-807, FIAT-Ulysse и Lancia-Phedra.

C5 V6 (2001), C5 Break (2001), C3 (2001), C8 (2002).
C5 V6 (2001), C5 Break (2001), C3 (2001), C8 (2002).

В 2003 г. вышел в свет 3-дверный хэтчбек В-сегмента C2, а в 2004 г. - компактная модель С-сегмента C4 с 3- (по традиции - Coupe) и 5-дверными кузовами хэтчбек. В 2005 г. в продажу поступил флагманский 4-дверный седан Е-сегмента C6 (обладатель титула "Импортный автомобиль года в Японии 2006-07").

C2 (2003), C4 Coupe (2004), C4 (2004), C6 V6 (2005).
C2 (2003), C4 Coupe (2004), C4 (2004), C6 V6 (2005).

В том же 2005 г. на рынок вышел 3- и 5-дверный сити-кар C1, имеющий близнецов Peugeot-107 и Toyota-Aygo. В 2007 г. модельный ряд пополнил кроссовер C-Crosser, двойник Mitsubishi-Outlander и Peugeot-4007. За несколько лет дизайнеры Жан-Пьер Плуэ и Донато Коко омолодили внешний вид всех автомобилей Citroen, выделив их на рынке такими решениями, как соединённые в арку передние и задние стойки крыши, продолговатые вертикальные фары, растянутый на всю ширину капота "двойной шеврон" и т.д. В некоторых случаях они обращались к историческим моделям Citroen. Так, выпускавшийся в 2003-10 гг. кабриолет C3 Pluriel задумывался как современная версия 2CV. Он имел мягкую крышу со съёмными боковыми арками.

C1 3-door (2005), C1 5-door (2005), C3 Pluriel (2003), C-Crosser (2007).
C1 3-door (2005), C1 5-door (2005), C3 Pluriel (2003), C-Crosser (2007).

Противоположное, футуристическое направление в дизайне представлял минивэн Grand C4 Picasso (2006-12), выигравший награду World Car Design of the Year-2006. За ним последовал компактный минивэн C3 Picasso (2009-17), примечательный своим панорамным остеклением. С 2003 по 2021 гг. Citroen участвовал в Чемпионате мира по ралли (WRC) на таких машинах как Xsara WRC, C4 WRC, DS3 WRC и C3 WRC. За это время компания завоевала 106 побед на этапах и 8 кубков в Чемпионате конструкторов (2003-05, 2008-12), а гонщик Себастьен Лёб 9 раз становился чемпионом среди пилотов (2004-12).

Grand C4 Picasso (2006), C3 Picasso (2009), Xsara WRC (2004), C4 WRC (2008).
Grand C4 Picasso (2006), C3 Picasso (2009), Xsara WRC (2004), C4 WRC (2008).

В 2009 г. на автосалоне в Женеве был представлен Citroen-DS3 - родоначальник серии моделей DS. Аббревиатура DS расшифровывается как Different Spirit, но, по сути, является отсылкой к знаменитой "Богине" DS 1955-75 гг. За несколько лет DS3 стал самым продаваемым автомобилем в сегменте премиальных компактов. Доступный в версиях 3-дверный хэтчбек и кабриолет он был признан Автомобилем года-2010 по версии Top Gear. Автомобили DS были основаны на общих платформах с Citroen, но отличались более передовым дизайном, улучшенной отделкой и спортивными характеристиками. Так, DS3 являлся престижной версией Citroen-C3, DS4 занимал ту же позицию по отношению к Citroen-C4 и т.д. В 2010 г. первым серийным электромобилем от PSA стал Citroen-C-Zero - двойник Mitsubishi-i MiEV и Peugeot-iOn. Из-за низких продаж его сняли с производства уже в 2012 г.

DS3 WRC (2011), C3 WRC (2019), DS3 (2009), C-Zero (2010).
DS3 WRC (2011), C3 WRC (2019), DS3 (2009), C-Zero (2010).

В 2014 г., столкнувшись с финансовыми проблемами, группа PSA пыталась сформировать партнёрство с BMW или GM, но в итоге её спасла китайская корпорация Dongfeng, выкупив 14% акций концерна. Её дочернее предприятие Dongfeng Peugeot-Citroen в 2014 г. показало рост продаж на 30% и заняло 1-е место на китайском рынке по рейтингу удовлетворённости клиентов JD Power. В июне 2014 г. в рамках PSA создан отдельный бренд DS Automobiles, под которым с 2015 г. выпускаются премиальные версии стандартных моделей Citroen. Новое направление в дизайне Citroen задал компактный кроссовер C4 Cactus, отличительной особенностью которого являлись контрастные пластиковые панели AirBump по бокам автомобиля, предназначенные для защиты автомобиля от повреждений на автостоянках и узкие двухэтажные фары. Автомобиль поступил в продажу в 2014 г. в 3 уровнях отделки (Touch, Feel и Flair) с двумя силовыми агрегатами (3-цилиндровым бензиновым 1,2 л и 4-цилиндровым турбодизелем 1,6 л).

C4 Cactus (2014), E-Mehari (2016), C1 (2014), C1 Millenium (2021).
C4 Cactus (2014), E-Mehari (2016), C1 (2014), C1 Millenium (2021).

В 2015 г. Citroen предпринял вторую попытку наладить серийный выпуск электромобилей. В содружестве с группой Bolloré был создан 4-местный электрический кабриолет-кроссовер E-Mehari в современном жизнерадостном стиле, который выпускался с 2016 до 2019 года. Литий-металл-полимерные аккумуляторы обеспечивали большой запас хода, отличались высокой надёжностью и безопасностью при эксплуатации. В числе их преимуществ - невосприимчивость к погодным условиям. Они позволяли развивать до 110 км/ч и обеспечивали до 200 км пробега в городском цикле. Полная зарядка осуществлялась за 8 часов при силе тока 16 A. В августе 2017 г. PSA приобретает Opel, английский бренд-близнец Vauxhall и европейский бизнес по автокредитованию у General Motors за 2,2 млрд. евро, что сделало французского автопроизводителя вторым по величине в Европе после Volkswagen.

C3 (2020), C4 (2020), C-Elysee (2019), DS4 (2021).
C3 (2020), C4 (2020), C-Elysee (2019), DS4 (2021).

Сегодня автомобили Citroen продаются на всех рынках, кроме Северной Америки и Юго-Восточной Азии. В сегменте А марка представлена сити-каром C1 (3- и 5-дверный хэтчбек), в сегменте В - субкомпактными моделями C3 (5-дверный хэтчбек), в сегменте С - компактными машинами C4 (5-дверный кросс-хэтчбек), Citroen C-Elysee (седан) и DS4 (5-дверный хэтчбек), в сегменте D - семейными автомобилем C5 X (5-дверный кросс-лифтбек), в сегменте Е - седаном бизнес-класса DS9, в сегменте SUV - кроссоверами C3 Aircross, C4 Cactus (только Латинская Америка), C5 Aircross, DS3 Crossback и DS7 Crossback, в сегменте MPV – минивэнами Berlingo Multispace, Berlingo Multispace XL, Grand C4 Spacetourer и SpaceTourer, в сегменте электрокаров – городским электро-квадрициклом Ami с запасом хода в 70 км.

C5 X (2021), DS9 (2020), C3 Aircross (2021), C4 Cactus (2018).
C5 X (2021), DS9 (2020), C3 Aircross (2021), C4 Cactus (2018).

Модели DS4, C5 X, DS9, C5 Aircross, DS3 Crossback, DS7 Crossback имеют гибридные модификации E-Tense, а модели C4, Berlingo и SpaceTourer – полностью электрические модификации «ё».

C5 Aircross (2018), DS3 Crossback (2019), DS7 Crossback (2017), Ami (2020).
C5 Aircross (2018), DS3 Crossback (2019), DS7 Crossback (2017), Ami (2020).

В 2021 г. корпорации Fiat Chrysler Automobiles (FCA) и Peugeot-Citroen (PSA) объединились в транснациональный концерн Stellantis N.V.

Berlingo Multispace (2018), Berlingo Multispace XL (2018), Grand C4 Spacetourer (2018), SpaceTourer (2016).
Berlingo Multispace (2018), Berlingo Multispace XL (2018), Grand C4 Spacetourer (2018), SpaceTourer (2016).

Citroën. Часть I

Citroën. Часть II

Traction Avant, 2CV, DS21, U23, Xsara WRC (2004), C4 Sport, C1 5-door, C2 Super 1600 (2005), DS3 WRC (2011)

#история автомобилей #автомобильная история #французские автомобили #автомобили из франции #citroen