Почему я пробую новые приемы при отборе сотрудников, и чем понравился фриланс. Начал рассматривать удаленщиков как полноценных сотрудников.
У меня небольшая компания в digital. Занимаемся рекламой в Интернете, сайтами, страницы в соцсетях ведем за клиентов. Ну и куча сопутствующих работ — всевозможный контент (кроме видео пока), дизайн, разработка.
Команда маленькая, и задолго до пандемии понял, что расширять ее опасно. Дело в том, что сложность управления растет нелинейно. Пока у тебя 5 сотрудников, за всем легко уследить. Когда их становится 20 или 50, ситуация выходит из-под контроля. Не хочу платить людям оклады просто так.
Поэтому начал ставить задачи на фриланс-биржах. И многому там научился, как заказчик и работодатель. Вот что я понял.
Случай, с которого все началось
Многие компании размещают заказы на фриланс-биржах. Даже крупные бренды так поступают, не говоря уже о малом бизнесе. Просто нет смысл держать людей в штате, когда для разовых и редких задач всегда есть возможность исполнителей гораздо дешевле.
Как правило, все мои обращения были разовые. Я требую качественной работы, и сам стараюсь быть хорошим клиентом. Если фрилансер все сделал отлично, не поленюсь оставить отзыв. В бизнесе все точно так же устроено, вдруг кто не знает. Отзывы и рекомендации критично важны для получения новых заказов.
Так вот, один раз заказал шаблон для рассылок. Вызвалась некая Полина. Ответила быстро, вопросы задала правильные. Прислал материалы, получил свой шаблон.
Деньги заплатил, спасибо. Вот и все вроде. Но нет.
Что не так было с Полиной
Заметил, как после того заказа осталось странное послевкусие. Для начала, я вообще особой сентиментальностью не отличаюсь. И если что, кадрить в смысле личных отношений точно никого ТАК не собираюсь. Но Полина не выходила из головы. Записал свои мысли, вот что оказалось:
- Она ответила не быстро, а ОЧЕНЬ быстро.
- Прием заказа был качественный, будто я в агентство позвонил. Фактически, девушка прогнала меня по брифу — то есть задала все важные вопросы, и ни одного лишнего. Да еще и в нужной последовательности. Например, начала с целей рассылки, крайне редкий вопрос от дизайнера.
- Полина прислала черновики на согласование. Это не обязательно, вообще не было такого шага в задаче. Но удобно и полезно, сразу подправил одно место.
- Потом раньше срока прекрасного качества «финалки». В удобном для нас формате файлов, о котором она тоже не забыла поинтересоваться.
Да она просто лучшая! Без обид, ребята, с кем годами работаю. И понятно, что по одному проекту сложно судить о человеке. Но пока все что видел — чистый восторг.
Как я хантил Полину
Сначала сделал у нее еще пару заказов. Не пришлось даже хитрить особо. Добавил задачу на бирже — она откликается всегда в числе первых. Просто кликнул, и пошла работа.
Убедился в том, что не единичный случай. Человек действительно понимает свою дизайнерскую профессию (уже неплохо), а вдобавок знает как работать с бизнесом (чудо чудесное, вы бы знали как редко такое встречается).
Подготовил специально для нее вакансию. Оклад повыше сразу сделал, плюс все наши офисные бонусы. Хорошее предложение, раза в полтора выше среднего по рынку. Написал ей порадовать.
А она… отказалась ))
Удаленный контракт
Да, это прям меня задело, если честно. Спросил у нее прямо — что не так? А она чуть смягчила формулировками, но суть такая:
- Не хочу тратить время на дорогу в офис и обратно
- Сейчас ковид, есть риск заболеть, могут закрыть всех на карантин
- У нее есть другие клиенты, которые тоже всем довольны (верю)
- И наконец убойное — а вам что не так? Хорошо же работали
Действительно. Мне ведь она дороже обойдется в офисе, я сам только что посчитал на сколько. И раз человек быстро отвечает, делает все идеально… Почему бы нет. Хорошо, спрашиваю — удаленно будем работать вместе? Конечно!
Секретные материалы
Через некоторое время когда мы хорошо уже сработались и немного подружились, рискнул спросить у нее — откуда такие компетенции. Может работала в крупной студии. Оказалось, она выпускница курсов фрилансеров. Ничего себе, а что такие бывают? Да, вот они опять идут, ведет Антон Бочкарев.
Это парень, который сам стал топовым фрилансером, а потом начал обучать других. У него суммарный оборот только с курсов 200 млн. Во как. Думал, это у меня бизнес.
Ладно, зато на этих тренингах он натаскивает новичков до уровня профи. И мне кажется, такие навыки пригодились бы не только на удаленной работе. Вот я пытался же заманить Полину в офис.
Так что по сути фриланс отдельная профессия. Которой можно научиться.
Клуб Удаленщиков
Как человек с бизнесовым мышлением, я подумал что можно организовать фрилансеров. Только не на бирже, их и так уже хватает. А наоборот, нечто вроде профсоюза сделать, для обмена опытом, заказами, разными приемами рабочими.
Рассказал Полине, она подняла меня на смех. Говорит что такое давно есть, называется клуб «Удаленщиков», и она в нем состоит. Больше того, показала мне страничку своей коллеги, которая про этот клуб на аккаунте биржи пишет. Некоторые заказчики знают, это плюс.
Отметил про себя еще раз, что настоящие профи конкуренции не боятся. Начинающий фрилансер побоится дать ссылку на другого. Полина знает себе цену.
Как находить классных фрилансеров
Понимаю, что с Полиной мне просто повезло. С другой стороны, я же заметил ее, поскольку глаз наметан и понятно, на что обращать внимание. Об отборе рассказал уже. Теперь следующий шаг.
Попросил ее познакомить меня с Антоном Бочкаревым. По манере общения сразу ясно, откуда у его выпускников такие навыки. Предложил стажировку фрилансерам с его тренингов. И работу, возможно — лучшим. Ударили по рукам.
Классика win-win, когда все выигрывают от сотрудничества. Новички приходят на его онлайн-интенсив про удаленку. Выбирают себе профессии, учатся работать. Там все бесплатно, что привлекает тех, кто иначе не заглянул бы вообще. Среди них встречаются самородки. Теперь я могу с ними познакомиться напрямую
Буду собирать удаленную команду.
Листайте дальше, записывайтесь тоже, чтобы попробовать себя на фрилансе. Или если уже на удаленке, но готовы расти дальше. Это сложнее, но еще полезнее.